Протоиерей Григорий Дьяченко. Вопросы на Исповеди по десяти Заповедям Божьим

стр. 1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр. 6 стр. 7 стр. 8 стр. 9 стр. 10 стр. 11

Девятая заповедь закона Божия

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего» (Исх. 20:16).

   1. Словом Божиим осуждается порок лжи: «Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему» (Притч. 12:22). «Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим. 1:18). «Язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспален от геенны» (Иак. 3:5, 6). «Поведение лживого человека — бесчестно, и позор его всегда с ним» (Сир. 20:26). «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Еф.4:25).
   «Ложь чужда Богу, — говорит авва Дорофей. — В Священном Писании «отцом лжи» называется диавол (Ин. 8:44), а Бог называется Истиной, ибо Он Сам говорит: «Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь» (Ин. 14:6). Видите, от Кого мы отлучаем себя и с кем соединяемся ложью!»
   2. He осуждал ли своих ближних? Не передавал ли худую молву о других? Не любишь ли слушать пересуды?
   Судия и Царь Небесный благоволил изречь ясную заповедь: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1). Значит, виновные в этом являются сознательными и намеренными нарушителями воли Божией. Они самовольно и дерзко присваивают себе право, принадлежащее Небесному Судии: право решать участь всех людей. У нас «един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» — спрашивает апостол Иаков (Иак. 4:12). Зачем предвосхищаешь, как фарисей, суд Божий и судишь другого?
   «Как огонь чужд воде, так и кающемуся чуждо судить других. Если бы ты увидел кого-нибудь согрешающего даже при исходе души от тела, то и тогда не осуждай его, ибо суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в великие согрешения; но еще большие добрые дела совершали втайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись, уловляя дым, а солнца не усматривая», — говорит св. Иоанн Лествичник.
   3. Удерживаешься ли от празднословия?
   Храни язык свой от празднословия и смеха. Для этого, во-первых, молись по возможности чаще и прилежнее, повторяя со святым псалмопевцем Давидом: «Положи, Господи, хранение устом моим» (Пс. 140:3); во-вторых, держи в уме память об аде: там не захочешь смеяться, там надобно только плакать и стенать; в-третьих, всегда смотри вглубь своего сердца, эту бездну греховную, где «гады, коим нет числа» (Пс. 103:25). Невольно будешь взывать, в этой бездне: «Горы, падите на меня, холмы, сокройте меня (см. Лк. 23:30) от лица Бога моего Всеблагого, отеческое благоутробие Которого я, окаяннейший из всех человек, непрестанно оскорбляю!»135.
   4. Не любишь ли, сын мой, смеяться над другими?
   Насмешка совсем непозволительна христианину, когда она касается прямо известного лица. Сделать смешными те или иные недостатки с целью предостеречь и отучить от них других, конечно, не предосудительно (хотя достижение этой цели таким средством, как насмешка, очень сомнительно), но сделать смешным того или иного человека — всегда преступно.
   Во всякой насмешке над известным лицом в большей или меньшей мере есть следующие вредные свойства: во-первых, она закрывает, а иногда извращает добрые качества того лица, на которое падает. В том, над кем смеются, перестают видеть достойные уважения черты характера, следовательно, в насмешку приметно или неприметно входит клевета. Во-вторых, она больнее прямого порицания отзывается в душе человека, который подвергается ей, и на других производит более сильное и продолжительное впечатление, чем прямой укор, следовательно, имеет особенно разрушительную силу для чести ближнего. Наконец, она осуждению ближнего придает характер удовольствия: смеяться над другим — значит не только осуждать его, но и находить приятность в этом осуждении, следовательно, с насмешкой соединяется злорадство — чувство, недостойное христианина136.
   5. Не скрывал ли истины на суде? Не оклеветал ли кого на суде?
   Клевета строго осуждена в Слове Божием. Клевета удаляет от Бога. Господь уже в земной жизни строго наказывает клеветников. Вот пример: трое злых людей оклеветали святого епископа Наркисса и свои клеветы подтвердили клятвою. Один говорил: «Пусть я погибну от огня, если лгу». Второй призывал на себя жестокую болезнь. Третий говорил: «Пусть я ослепну, если не говорю правды». Святой беззлобно перенес неправые обвинения; но правосудие Божие постигло лжесвидетелей, и каждый из них претерпел ту казнь, которую сам призывал на себя137.
   Итак, берегись, сын мой, ложно свидетельствовать на суде против ближнего твоего. Господь «не бывает поругаем» (Гал. 6:7), Он милосерд, но в то же время и правосуден.

стр. 1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр. 6 стр. 7 стр. 8 стр. 9 стр. 10 стр. 11