Ветхий завет, заключенный между Богом и еврейским народом на горе Синай, тоже основывался на жертвенной крови, которой Моисей окропил людей в очищение и освящение. Бог давал людям заповеди, основанные на законе, приблизил к Себе народ Израиля, избрал его из прочих народов при условии соблюдения Его закона. Таким образом, отношения между Богом и человеком подкреплялись не любовью к Богу, а извечным страхом нарушения Божественного закона. А Новый Завет основывается через пролитие Крови Сына Божия. Господь открывает людям иные отношения, в основе которых лежит не закон, а любовь, соучастие, сострадание, милосердие. Вот что предлагается теперь людям! В Ветхом Завете человек приходил к Богу как покорный раб, в Новом Завете – как любимое чадо.
Христос шел отдать Свое Тело на крестные муки и пролить Кровь за грехи людей. Поскольку Его Тело, отдаваемое на страдание, и Кровь, проливаемая ради нас, стали жертвой во очищение наших грехов, то приобщиться к этой жертве возможно только приняв Святые Тело и Кровь Христовы. И когда все грехи мира сгустились в непроглядные сумерки, чтобы поглотить Божественный Свет Христа, а вооруженная толпа уже вышла, чтобы схватить Господа и предать на распятие, Спаситель тем временем совершил самое главное. На Тайной Вечере, накануне страданий, Господь Иисус Христос взял хлеб, благословил, преломил и, раздавая ученикам, сказал: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое (Мф. 26, 26), которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19). Затем взял чашу и, благодарив, подал им со словами: Пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 28). Действием Божественной силы хлеб и вино непостижимым для человека образом стали истинными Телом и Кровью Спасителя, хотя и сохраняли прежний вид.
Апостолы причастились. Что испытали они в своих сердцах, останется сокровенной тайной. Известно одно — в Сионской горнице была совершена первая литургия, благодаря которой на протяжении вот уже двух тысяч лет многие и многие обретают подлинную жизнь и возрождаются к неизреченной жизни в вечности.
Во второй части вечери Христос устанавливает Таинство Евхаристии, предложив ученикам хлеб и вино как Свое Тело и Кровь. Оставляя прообраз – пасхального агнца, Господь о Себе говорит как об истинном пасхальном агнце, Кровью Которого заключается Новый Завет: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22:20). Еще до Крестных Страданий Господь говорит о Своей Плоти как об уже претерпевающей страдание: Тело – «за вас ломимое», Кровь – «за вас проливаемая». Господь заповедует совершать установленное Таинство в Его «воспоминание», что означает не простое обращение мыслей в прошлое, но действие прошлого в настоящем. Апостол Павел подчеркивает, что евхаристическая трапеза есть возвещение христианами смерти Христовой, исповедания ее спасительности: «…всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет»(1 Кор. 11:26). До Второго славного Пришествия Христос присутствует в Церкви и в каждом верующем посредством Евхаристии и через это Таинство делает учеников соучастниками Своих Страданий.