Установление таинства Евхаристии произошло во время Тайной вечери и описано в трех синоптических Евангелиях (Мф.26:17–30; Мк.14:12–26; Лк.22:7–39) и у ап. Павла (1Кор.11:23–25).
Согласно этим описаниям, Господь Иисус взял хлеб, благословил, преломил и подал ученикам, сказав: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое»; затем Он также подал и чашу, сказав: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая». Установительные слова прямо указывают на связь Евхаристии с добровольными страданиями Спасителя: образ изливаемой крови и отделения ее от тела является символом смерти; обозначение крови как крови Завета говорит о жертве – поскольку заключенный при Моисее Завет между Богом и Его народом был утвержден жертвоприношением и окроплением людей жертвенной кровью (ср.: Исх.24:4–8); слова о том, что Тело «предается» за учеников (Лк.22:19), подчеркивают добровольность страданий. На это же указывают общий контекст Тайной вечери, которая в одно и то же время была и вкушением ветхозаветной пасхальной жертвы (ср.: Мф.26:17; Мк.14:12–16; Лк.22:7–16), и началом Страстей Христовых (непосредственно за Тайной вечерей, согласно всем четырем Евангелиям, произошли Гефсиманское моление и затем взятие Господа Иисуса под стражу).
У ап. Луки и Павла установительные слова Христа содержат заповедь: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19; 1Кор.11:24–25); ап. Павел поясняет, что Евхаристия является воспоминанием Смерти и Воскресения Спасителя: «Всякий раз, когда вы едите Хлеб сей и пьете Чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор.11:26).
Митрополит Константин (Горянов)
Иоанн (Крестьянкин) (1910 — 2006), архимандрит. Около сорока лет был насельником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Один из наиболее почитаемых старцев Русской Православной Церкви в конце XX — начале XXI веков.
«Первая таинственная вечеря любви Нового Завета»
«Христос, совершая Первую Евхаристию на земле, оставил Ее как наследство на все времена Своим последователям. На ней Он омыл ноги ученикам в образ добровольного смирения, столь необходимого на всех путях христианской жизни»
Иларион (Алфеев) (1966), митрополит Будапештский и Венгерский, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, доктор богословия, писатель, проповедник.
«Частью пасхальной трапезы и стала Евхаристия, совершенная Христом. Из рассказа евангелистов следует, что Христос преподал ученикам Свои Тело и Кровь в завершение вечери; по апостолу Павлу – даже после вечери (1Кор. 11:25). Таким образом, сначала была совершена традиционная ветхозаветная пасха, а потом Христос совершил новую пасху – Таинство Евхаристии»
Петр (Мещеринов) (1966), игумен, настоятель церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» в селе Долматово, подворья Московского Данилова монастыря; катехизатор, миссионер, публицист, переводчик.
«Для чего Христос установил Таинство Причастия?»
«Именно под видом Хлеба и Вина христиане причащаются Телу и Крови Христа, и это не «термины» и не какие-то высокопарные слова; это то же самое Тело, которое распяли на Кресте, и та же самая Кровь, которую пролил за нас Господь на Голгофе. Другого пути полностью, реально соединиться с Богом для нас, состоящих из плоти и крови, не существует и не может существовать»
Павел Гумеров (1974), протоиерей Русской Православной Церкви, духовный писатель, публицист.
«Установление Таинства Причащения Христом»
«Христос идет на страдания и крест, отдает Свое пречистое тело и честную кровь за грехи всего человечества. И вечным напоминанием всем христианам о принесенной Спасителем жертве должно служить причащение Его Тела и Крови в таинстве евхаристии»
Вячеслав Пономарев (1967), православный писатель, заместитель главного редактора по богослужебной и святоотеческой литературе в издательстве «Даниловский благовестник»
«Первое Таинство Евхаристии было совершено самим Иисусом Христом в Сионской горнице»
«Корень Литургии – повторение этой вечери, о которой Христом было сказано: сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22; 19). Составить представление о том, каким был первоначальный чин Литургии можно, рассмотрев обряды еврейской пасхальной вечери, так как внешне Тайная Вечеря была ей практически идентична»
Петр Юрьевич Малков (1971), кандидат богословия, заведующий кафедры теологии, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия.
«Евангельское учение о Таинстве Евхаристии»
«Описания самого момента установления Таинства Евхаристии мы в Евангелии от Иоанна не находим. Правда, и здесь также содержится рассказ о Тайной Вечере, но сами обстоятельства установления Таинства и те слова, которые Господь произносит, завещая Своим ученикам совершать Евхаристию, в Евангелии от Иоанна не отражены…»