Протоиерей Григорий Дьяченко. Вопросы на Исповеди по десяти Заповедям Божьим

стр. 1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр. 6 стр. 7 стр. 8 стр. 9 стр. 10 стр. 11

Третья заповедь закона Божия

«Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно» (Исх. 20:7).

   1. Не повинен ли ты, сын мой, в грехе богохульства, если не словом, — от чего да сохранит Бог! — то мыслью?
   Святые апостолы грех богохульства почитали свойственным таким людям, у которых нет страха Божия и которых «погибель не дремлет» (Апок. 16:11, 21; 2 Пет. 2:3). Между верующими они считали его делом немыслимым.
   Какое средство от этого предложить тебе, сын мой?
   1) Да будет тебе известно, что если против нашей воли хульные помыслы вторгаются в наше сердце, которое любит Господа и благоговеет перед Ним, то они — от диавола и не могут вмениться человеку: пусть он будет спокоен, так как неповинен в этом. «Никто да не смущается, — говорит святитель Димитрий Ростовский, — не отчаивается от навождения помыслов хульных, зная, что нам это больше на пользу, а не на соблазн; самим же бесам — на посрамление».
   Внушающий человеку эти помыслы диавол старается уверить его, что он сам рождает их в себе, чтобы через это привести в отчаяние; но нужно знать, что все те помыслы, которых душа не желает, — от диавола. Случается, что человек, как бы в забвении, на малое время примет помыслы, но, опомнившись, изгоняет их. В таком случае нужно из глубины сердца воззвать к Господу и покаяться — и Господь простит.
   2) Если кто смущается этими помыслами, тогда враг усиливает их, а когда пренебрегает ими, враг отходит посрамленным.
   3) Во время нападения хульных помыслов не нужно входить с ними ни в какое рассуждение и спор, а нужно творить внутренне непрестанно молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!» Как учили Святые Отцы, «бей супостатов именем Христовым, сильнее этого оружия нет ни на небе, ни на земле»102.
   Итак, помыслами хульными надо пренебрегать, уподоблять их лаю пса: хотя его и слышим, но вреда от этого не терпим. А если начать возражать против таких помыслов, то они усилятся и не отойдут до тех пор, пока человек не оставит их без внимания.
   4) Смиримся, перестанем осуждать ближних, будем ко всем милостивы, в молитве усердны, в пище и питье воздержаны — и помыслы вражеские удалятся от нас, по сказанному в св. Евангелии: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29)103. Со стороны же человека поводом к появлению этих помыслов бывает или горделивое самомнение, или осуждение других. Поэтому при нашествии хульных помыслов прежде всего укоряй себя за осуждение других и гордое мнение в настоящем или прошедшем.
   5) Заранее произноси против этих помыслов слова преподобного Иоанна Лествичника: «Иди от меня, сатана! Господу Богу моему поклоняюсь и Ему единому служу, а болезнь твоя и слово сие да обратится на главу твою, и на верх твой хула твоя да взыдет в сем и в будущем веке».
   7) Наконец, необходимо тебе в настоящее время иметь в виду и твердо помнить совет преподобного Исаака Сирина: «Когда человек, заботясь об очищении внутреннем, милостью Божией будет приближаться к первой степени духовного разума, т. е. разумения твари, тогда враг от зависти сильно вооружается на него хульными помыслами. И ты да не стань в стране сей без оружия, чтобы не умереть вскоре от сеющих в тебя помыслы и прельщающих тебя. Да будут же тебе оружием слезы и частое пощение. И хранись от того, чтобы читать догматы еретические, ибо это многообразно вооружает на тебя дух хулы. Когда же насытишь чрево твое, не дерзай бесстыдно испытывать что-либо из божественных вещей и понятий, чтобы не раскаяться. В наполненном чреве нет разума тайн Божиих».
   Внимай словам этого великого отца, старайся иметь по возможности воздержание в пище и питье и сокрушенное и смиренное пред всеми сердце, чтобы приобрести спасительный плач о прежних и настоящих согрешениях и через это сохранить себя невредимым в настоящем твоем искушении от духа хулы. Знай, что враг, если не может кому сделать вреда, то по злобе своей силится, по крайней мере, смущать его, досаждать ему разными помыслами и злыми внушениями104.
   2. Не роптал ли ты на Бога в болезни, нужде и в несчастии?
   Роптать на Бога есть великий грех: тварь не может требовать отчета у Творца или выражать свое неудовольствие на посылаемые Богом болезни, бедность и разные несчастья. Несчастья посылаются для нашей пользы: или для нашего исправления, или для предохранения от великих грехов, которые мы совершили бы при богатстве или благополучии, или для избавления от будущих мук. Человеку лучше здесь немного потерпеть, нежели вечно мучиться в будущей жизни. Все святые просили Господа: «Лучше здесь, Господи, накажи, но там пощади».
    «Ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «Зачем ты меня так сделал?» (Рим. 9:20), — говорит апостол Павел.
   Помни, что ничто не случается без воли Божией. Даже волос с головы нашей не упадет без воли Отца Небесного (Лк. 12:7).
    «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителя не отвергай» (Иов. 5:17). «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16). Знай, что «близок Господь к сокрушенным сердцем» (Пс. 33:19); утешайся в Господе, предай Господу путь твой, возложи на Него заботы твои и Он поддержит тебя.«Он причиняет раны, и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют» (Иов. 5:18).
   «Когда страдает от болезней плоть твоя, помни, что страдает первый враг твоего спасения, который болезнью обессиливается, и терпи великодушно болезнь свою во имя Господа Иисуса Христа, нас ради претерпевшего и Крест и смерть. Еще помни, что все наши болезни — наказание Божие за грехи. Они очищают, примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его: Твой мир, — сказано, — и Твою любовь даруй нам: ибо Ты все дал нам.
    Помни, что в болезни Господь с тобою: «с ним есмь в скорби» (Пс. 90:15), что она произошла от мановения Владыки, отечески наказующего нас. Веруя во время благополучное, смотри не отпадай во время напасти, но, как мученик, будь постоянен в вере, надежде и любви»105.
   3. Не сознаешь ли себя, сын мой, виновным грехе кощунства, который бывает тогда, когда кто неуважительно относится к священным предметам, осмеивает их и оскорбляет их святость?
   Этот грех близок к богохульству и навлекает на виновных страшное наказание. Когда возвращен был из плена филистимского священный Ковчег Завета, многие из евреев начали рассматривать его, как вещь обыкновенную, прикасались к нему, заглядывали внутрь и за это кощунство внезапно были наказаны смертью (см. 2 Цар. 6:6, 7).
   Помни, что Бог долготерпелив и милосерд, но Он же Свят и правосуден и часто сурово наказывает кощунников.
   Есть примеры того, что человек, который притворялся покойником, между тем как другие безумцы совершали над ним кощунственное отпевание, действительно оказывался умершим. Пусть кощунник припомнит, что Бог не оставит безнаказанным богохульствующего грешника.
   4. Не был ли ты когда, сын мой, невнимателен во время молитвы или богослужения и всуе, т.е. только устами, а не сердцем, призывал имя Господне?
   Молясь, ты стоишь пред Богом и святыми Его, которые на тебя смотрят и слышат твои молитвы. Берегись быть рассеянным. Это оскорбляет величие Божие и отвращает от тебя угодников Божиих. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Как царю земному ненавистен тот, кто, предстоя ему, отвращает от него лицо свое и беседует с врагами владыки, так мерзок пред Господом тот, кто, предстоя на молитве, занимается нечистыми помыслами. Пробудись от миролюбия и сластолюбия, свергни с себя заботы, совлекись своих помышлений, отрекись от тела; потому что молитва есть не что иное, как отчуждение от видимого мира»106.
   Против рассеянности в молитве самое лучшее средство — усердная молитва к Богу. «Старайся возносить, лучше сказать, заключать мысль свою в слова молитвы, — говорит преподобный Иоанн Лествичник, — и если, утомившись, она падет, возводи ее снова, потому что непостоянство свойственно уму, но и его может установить Тот, Кто силен всему дать постоянство»107.
   «Если во время молитвы, — говорит святитель Василий Великий, — враг будет влагать лукавые мечтания, пусть душа не перестает молиться и не почитает эти лукавые внушения врага собственными своими произволениями; но, рассудив, что проявление неприличных мыслей бывает в нас из-за неотступности изобретателей лукавства, тем усерднее пусть припадет к Богу и молит Его о том, чтобы Он рассыпал лукавую преграду остающихся в памяти непристойных помыслов, чтобы стремлением ума своего беспрепятственно, без всякого промедления и мгновенно вознестись к Богу так, чтобы нашествие лукавых помышлений нимало не пресекало пути.
   Если же и продолжится таковое насилие помыслов по неотступности воюющего с нами, то и в этом случае не должно приходить в отчаяние и оставлять подвиг на половине дела, но терпеть, пока Бог не озарит нас благодатью Духа, которая обращает в бегство коварного врага, очищает и наполняет божественным светом ум наш и делает так, что мысль наша в безмятежной тишине служит Богу с веселием»108.
   5. Не клялся ли ты, брат мой, ложно, т.е. не утверждал ли клятвой того, чего не было?
    «Не клянись именем Моим во лжи и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь Бог ваш» (Лев. 19:12). Господь воспрещает ложную клятву и указывает на Себя как на Воздаятеля за ложь. Всеведущий знает тайные помышления нашего сердца. Правосудный строго взыщет за поругание Его святого имени. Анания и Сапфира показали неправду пред святыми апостолами и солгали Духу Святому, за это мгновенно были поражены смертью (см. Деян. 5:1 — 11).
   И теперь бывают поразительные примеры наказания Божиего за ложную клятву. Не подвергай же себя гневу Правосудного Бога, ненавидящего ложную клятву Его святейшим именем, пред которым трепещут Херувимы и Серафимы.
   6. Не согрешил ли ты, сын мой, клятвопреступлением, не исполнив обещания, данного под законной клятвой?
   Помни, что Господь грозно наказывает клятвопреступников. Царь Седекия нарушил данную им клятву быть верным Навуходоносору, царю вавилонскому, и перешел на сторону египетского царя, чтобы с ним идти против Навуходоносора. За это он был обличен Богом через пророка Иезекииля: «Клятву Мою, которую он презрел, Я обращу на его голову. И закину на него сеть Мою, и пойман будет в тенеты Мои, и приведуего в Вавилон и там буду судиться с ним за вероломство против Меня» (Иез. 17:19—20). И, действительно, Навуходоносор скоро взял Иерусалим и отвел Седекию в плен. Ему выкололи глаза и посадили в темницу, где он и умер.
    «Господи! Кто будет обитать в жилище Твоем? — вопрошает святой пророк и царь Давид и между прочим говорит: — Кто клянется своему ближнему и не нарушает клятвы» (Пс. 14:1, 4).
   Кто имеет в сердце своем хотя искру благоговения к Богу, для того нарушить клятву — дело ужасное. Святитель Василий Великий не оправдывает даже невольного и вынужденного насилием нарушения клятвы: если клятва утверждена именем Божиим, то христианин должен лучше претерпеть за истину, чем изменить клятве109.
   7. Не нарушал ли ты когда данных Богу обетов?
   Произнесенные обеты надо исполнять. «Человек, — говорит св. пророк Моисей, — если дает обет Господу или поклянется клятвою, …не должен нарушать слова своего, но должен все исполнить, что выйдет из уст его» (Чис. 30:3).
   Видишь ли, обеты стоят наряду с клятвою. «Если даешь обет Богу, — говорит премудрый царь израильский Соломон, — не медли исполнить его» (Еккл. 5:3).
   Все святые угодники Божии как в Ветхом, так и в Новом Завете строго исполняли данные обеты: Иаков дал в Вефиле обет принести в жертву Богу десятую долю своего имения (см. Быт. 28); святая Анна дала обещание посвятить своего сына Самуила Богу (см. 1 Цар. 1:11); Пресвятая Мария в храме Иерусалимском дала обет Богу — всегда пребывать Девою. И все они данные ими Богу обеты свято исполнили.
   Если ты необдуманно дал обет, который не в состоянии исполнить, то обратись к своему духовному пастырю, который по чину Церкви разрешит тебя от данного обета; а впредь давай обеты по зрелом обсуждении.
   8. Не божился ли ты? Не призывал ли имя Божие всуе в обыкновенных разговорах или без должного благоговения? Не принуждал ли кого к божбе?
   Имя Божие великое, святое и страшное. В ветхозаветные времена побивали камнями осмеливавшихся произносить имя Божие без уважения, с пренебрежением (см. Лев. 24:16). Херувимы и Серафимы, стоящие у Престола Божия, со страхом и трепетом призывают Его имя (см. Ис. 6:1—3).
   Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Как это не странно: слуга не смеет назвать имени господина своего без нужды и как попало, а ты имя Господа Ангелов произносишь везде без нужды и с великой небрежностью!»
   Многие великие ученые, например Ньютон, вставали со своих мест или снимали шляпу, когда нужно было произнести имя Божие. Будем и мы подражать им!
   9. Не утаивал ли ты, сын мой, чего на исповеди?
   Кто утаивает от духовника грехи на исповеди, тот хотя и услышит от него: «Прощаю и разрешаю», но Дух Святой, как Сердцеведец, не простит и не разрешит его. Поэтому святитель Иоанн Златоуст и говорит: «Не людей будем в грехах своих стыдиться, но убоимся, как должно, Бога, Который и ныне видит дела наши, и в будущем веке накажет не покаявшихся. Кто ныне опасается стыда только от людей, а не стыдится делать что-либо непотребное перед Всевидящим Богом, притом не хочет покаяться и исправиться, тот в будущий день Суда не перед одним или двумя человеками, а на виду у всей вселенной будет выставлен на позор»110.
   За утаенные тяжкие грехи люди еще здесь, на земле, во время их предсмертной болезни мучимы бывают бесами, а по смерти подлежат мучению в аду. Об этом есть много рассказов в душеполезных книгах.
   10. Не призывал ли Бога и святых Его на помощь в дурных делах, а также при обмане в торговле?
   Помни, что это есть страшное кощунство, и такая злая молитва часто может навлечь быструю и явную кару Божию. Много примеров показывают, что люди, просившие у Бога о погибели врагов, сами впадали в великие бедствия по устроению Промысла Божия, который через это вразумлял их и учил тому, что врагов нужно не только прощать, но и любить. Есть много свидетельств того, как богатые, но бессердечные люди от пожара или наводнения лишались всего своего имения за то, между прочим, что просили у Бога усилить в стране голод, чтобы потом по высокой цене продать бедствующим свои огромные запасы хлеба.

стр. 1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр. 6 стр. 7 стр. 8 стр. 9 стр. 10 стр. 11