Протоиерей Григорий Дьяченко. Вопросы на Исповеди по десяти Заповедям Божьим

стр. 1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр. 6 стр. 7 стр. 8 стр. 9 стр. 10 стр. 11

Шестая заповедь закона Божия

«Не убий» (Исх. 20:13).

   1. Не подстрекал ли, сын мой, кого к побоям и вообще к причинению вреда здоровью ближних? Не последовала ли от этого их смерть?
    «Горе миру от соблазнов, — сказал Господь, — сугубое горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7). Человек в гневе, в раздражении — больной и несчастный человек. Он находится в плену диавола и может совершить в этом состоянии тяжкий грех. Нужно не подстрекать его к злу, не возбуждать его гнев, не подливать масла в огонь, но гасить пожар, умиротворяя враждующих. Если горит дом, мы стараемся, чем можем, тушить пожар, а здесь в гневе погибает драгоценная в очах Божиих душа христианина, за которую пролита Кровь Сына Божия. Неужели душа христианина менее заслуживает твоего внимания и любви?
   2. Не допустил ли кому умереть, хотя и мог бы спасти его от смерти?
   Если мы можем избавить наших ближних от смерти, но не избавляем, например, имея средство помочь голодающим, по скупости, не помогаем и таким образом доводим до смерти, то мы являемся их убийцами, а убийство — страшный, смертный грех. Если не покаемся, не омоем слезами покаяния свое бессердечие, не исправим свою жизнь, то неизбежно погибнем. Суд человеческий может нас не наказать, но суд Божий непременно осудит.
   Слово Божие учит, что все, чего себе желаем, мы должны делать и другим (см. Мф. 7:12). Скажи же мне: желаешь ли ты, если будешь утопать в бушующих волнах глубокой реки или моря или умирать от голода, чтобы тебе подали руку помощи? Если да, то делай то же и другим. Мы все — члены Тела Христова, мы все братья по Богу: как же нам не подавать руку помощи нашим братьям в их нужде и горе? Помни, что все добродетели твои — ничто, если нет у тебя любви и сострадания к людям. Любовь — царица добродетелей, и без нее нет входа в царствие Вечной Любви.
   3. Не согрешил ли ты против шестой заповеди закона Божия, запрещающей не только лишение жизни ближнего, но и всякое оскорбительное слово и действие и даже ненависть против него?
   Святой апостол Павел учит: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе» (Еф. 4:29). Мало того: «за всякое слово праздное… люди дадут ответ на страшном суде Божьем» (Мф. 12:36), а о гнилом — ложном, соблазнительном, матерном или черном, которые люди произносят в гневе, и говорить нечего.
    «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Ин. 3:15).
   Знай, что Бог не простит нам наших грехов, не примет нашего покаяния и не услышит нашей молитвы, если мы не простили грехов нашим ближним, если мы гневаемся на них и ненавидим их. «Кто имеет вражду к брату и думает, что любит Христа, тот лжец и себя прельщает», — учит преподобный Ефрем Сирин.
   Каким образом можно не приходить в гнев? Отвечая на этот вопрос, святитель Василий Великий говорит, что этого можно достичь: 1) «если всегда держаться мысли, что ты пред очами видящего тебя и находящегося близ тебя Господа, ибо какой подданный в глазах государя отважится на что-нибудь ему неугодное? 2) если не ожидать повиновения от других, но самому быть готовым к повиновению, почитая всех высшими себя, ибо если кто требует повиновения для своей пользы, то пусть знает, что Слово Господне учит, чтобы каждый услуживал другим. А если взыскивает за нарушение Господней заповеди, то требуется ему не гнев, а милосердие и сострадание, чтобы поступить подобно сказавшему: «кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал» (2 Кор. 11:29)?»124.
   4. Не раздражителен ли ты в семье и в общении с другими?
   Раздражительность сердца, как искра, гасится тем, что человек вверяет себя воле Божией, осознавая, что неприятностям Бог попускает быть для нашего испытания, чтобы нам самим показать, насколько прочно наше доброе внутреннее направление. Это обязывает нас держать себя в таких случаях благодушно, веруя, что Сам Бог смотрит на нас в эту минуту.
   Мысль, что причиняющие нам неприятность являются орудиями врага — верна. Поэтому, когда кто-то причиняет вам неприятности, всегда предполагайте, что позади них стоит враг, разжигающий и внушающий обидные фразы и дела. В книге «Невидимая брань» есть хорошие наставления на эту тему. Много их у преподобных Варсонофия и Иоанна и святого Иоанна Лествичника. Просматривайте почаще эти книги125.
   Вот еще несколько мудрых духовно-врачебных советов против раздражительности. «Положите законом: каждую минуту ждать неприятности и, когда придет, встречайте ее как ожидаемую гостью.
   Когда совершается что-то противное вашей воле, готовое огорчить и раздражить, скорее обращайтесь вниманием к сердцу, молитесь и, насколько можете, старайтесь не допускать возникнуть злым чувствам. Если не допустите появиться этим чувствам, их действию придет конец, если же они возникнут, пусть и в малой мере, положите, если можно, ничего не говорить и не делать, пока не изгнали их. Если нельзя не говорить и не делать, старайтесь говорить и делать не по тем чувствам, а по заповеди, как Бог велит, кротко и тихо, будто ничего не было.
   Всякое ожидание прекращения этого нападения выбросьте из головы и готовьте себя на искушения до конца жизни. Если не будет этого, терпение воспитаться не может.
   Ко всем молоткам сим приложите следующее: хранить доброжелательный взор, дружеский тон речи, ласковое обращение и, главное, избегайте чем-либо напомнить обидевшим вас об их несправедливостях. Действуйте так, как бы от них ничего вам не было.
   Ваша раздражительность, иногда капризная, пройдет, как только приучитесь ходить в присутствии Божием, под всевидящим оком Божиим. Раздражительность — от гордости. Прогонит ее смирение, а также осознание того, что вокруг себя должно распространять добро»126.
   5. He соблазнил ли ты кого-нибудь, не навел своим словом или действием?
   Соблазн есть великий грех: он убивает душу ближнего, вселяя в нее неверие, приучая к безнравственной жизни и нечестию, через что для нее затворяются врата царствия Божия. Вред от соблазна так велик, что нельзя определить пределов его. Соблазнившиеся чьим-либо худым словом или делом будут соблазнять и других; соблазн будет распространяться далее и далее и навлекать все большие и большие наказания на голову виновного. Господь Иисус Христос говорит: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской» (Мф. 18:6).
   «Не думай, что ты не убийца, если ты наставил ближнего твоего на грех. Ты растлеваешь душу соблазненного и похищаешь у него то, что принадлежит вечности», — говорит блаженный Августин.
   Избегал ли соблазнов к греху? Не ходил ли ты в те собрания, где оскорбляется нравственное чувство? Не смотрел ли на картины и не читал ли тех книг, которые изображают нечистую любовь?
   «Говорят: «Если бы не смотрел, то не соблазнился бы; если бы не услышал, то и сердце не болело бы; если бы не вкусил, то и не хотелось бы». Видите, сколько соблазна от наших глаз, слуха и вкуса. Как много людей страдали и страдают от того, что, будучи нетверды сердцем в добрых расположениях, взглянули неосторожно нечистыми глазами, послушали непривычными к различению добра и зла ушами, вкусили жадным вкусом.
   Чувства грехолюбивой, жадной плоти, не обузданной разумом и Божиими заповедями, вовлекли их в разные страсти житейские, помрачили их ум и сердце, лишили покоя сердечного и отняли свободу у воли, сделав их рабами своими. Как же осторожно нужно смотреть, слушать, вкушать, обонять и осязать, или, лучше, как нужно беречь свое сердце, чтобы через чувства внушения, как через окна, не пробрался грех, и сам виновник греха, диавол, не омрачил и не уязвил бы своими стрелами ядовитыми и смертоносными небесного птенца — нашей души»127.
   7. Оказываешь ли милосердие ближним? Помогаешь ли им в нужде? Утешаешь ли их в горе и несчастии? Любишь ли их как самого себя?
   Еще в Ветхом Завете Господь внушал людям: «Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего» (Прит. 3:3). Иисус Христос учит: «Будьте милосерды, как и Отец ваш Милосерд» (Лк. 6:36). Господь обещает помиловать нас, если мы будем милосердны: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7).
   Помни, что, благотворя бедным, ты благотворишь Самому Христу. «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяния его» (Прит. 19:17). На Страшном и праведном Своем Суде Господь скажет милостивым: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:34—36).
   Милостыня есть «царица добродетелей, весьма скоро возводящая на небо», — говорит святитель Иоанн Златоуст.
   8. Старался ли примиряться с враждующими и содействовал ли примирению находящихся во вражде?
   Крепко держи в памяти, что долг христианина — не только мириться с ближними в случае возникшей ссоры или вражды, но и других склонять к христианскому миру. «Если возможно с вашей стороны, — говорит святой апостол Павел, — будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18). Все, которые водворяют мир среди людей, названы детьми Божиими: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9). Вера Христова — религия примирения, и последователи ее должны быть поборниками мира.
   Как растение во время засухи, палимое лучами солнца, постепенно засыхает и наконец погибает, если его не освежит живительная роса и дождь, так и бедная душа христианина, подвергшись огню гнева и вражды против ближнего, умирает для жизни духовной, если ее не оживит чувство примирения и любви христианской128.
   Души наши понимают друг друга: злоба, еще не высказанная на словах, а таящаяся в сердце и лишь отражающаяся слегка на лице и в глазах, уже передается душе того, на которого я имею злобу, и другим заметна. Возмущаюсь я страстью — мое возмущение касается и сердца другого, происходит какой-то духовный перелив нечистого потока из одного духовного вместилища в другое.
   Лучшее средство примириться с врагом — уничтожить в себе пристрастие к брату, тогда уничтожится оно и в нем; успокоиться самому, тогда успокоится и он. Какая тесная связь между душами! Верно слово апостола: «Мы члены друг другу» (Еф. 4:25, 4); «мы многие составляем одно тело» (Рим. 12:5). «От одной крови… весь род человеческий» (Деян. 17:26). Потому-то Божественная заповедь требует: «возлюби ближнего твоего, как сам себя» (Мф. 22:39)129. Молитва за врага — другое превосходное средство склонить его к миру. «Молись от всего сердца об оскорбившем тебя и говори: «Боже! Помоги брату моему и мне, ради молитв его». Таким образом человек молится и за брата своего, а это есть знак сострадания и любви; и смиряется, прося себе помощи, ради молитв его, а где сострадание, любовь и смирение, что может там успеть раздражительность, или злопамятность, или другая страсть? Авва Зосима сказал: «Если дьявол подвигнет все хитрости злобы своей со всеми демонами своими, то все коварства его упразднятся и сокрушатся от смирения по заповеди Христовой». Молящийся за врага будет незлопамятен130.
   9. Не дозволил ли ты себе когда-либо жестоко обращаться с твоими домашними животными? Не морил ли их голодом и не бил ли?
   Знай, что домашние животные — слуги твои, данные тебе в помощь Господом. Обращаясь жестоко с ним, возлагая на них тяжесть сверх силы и отказывая им в необходимом, ты делаешься недостойным дара Божия и оскорбляешь этим Господа всей твари. В Слове Божием сказано: «Блажен, кто и скотов милует» (Притч.12:10) и «Не заграждай рта волу, когда он молотит» (Втор. 25:4).
   Все святые кротко и сострадательно обращались не только с домашними, но и с дикими животными; нередко лечили их, когда они были больны, и часто кормили из собственных рук. Таковы, например, преподобные Герасим Иорданский и Сергий Радонежский. Будем и мы подражать им.
   10. Не подвергались ли вы вредной привычке курить табак?
   «Говорите, что не можете прекратить курить табак! Невозможное самому человеку возможно при помощи Божией, только стоит твердо решиться оставить эту привычку, сознавая вред от нее для души и тела. Курения табака расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска — это следствия болезненности души, происходящей от курения.
   Советую употребить против этой страсти духовное лекарство: подробно исповедуйтесь во всех грехах, с семи лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Христовых Таин. Читайте ежедневно, стоя, Евангелие по главе или более, а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска. Опять нападет — и опять читайте Евангелие. Или кладите по тридцать три больших поклона в память земной жизни Спасителя и в честь Святой Троицы. Этот же совет полезен в борьбе и со всякой другой дурной привычкой»131.
   11. Не покушался ли на самоубийство? Не сокращаешь ли жизнь свою невоздержанием, пьянством, излишними трудами и заботами?
   Самоубийство — величайшее преступление против Бога, ибо жизнь есть дар Бога, Который один может отнять ее; против ближних, ибо человек родится и живет не для себя одного, но и для ближних. «Мы, многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:5; см. 1 Кор. 12:19—30): «страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12:26). А самоубийца причиняет страшное горе родителям, детям и является неблагодарным и отечеству, которое вправе от него потребовать службы и полезной деятельности. Это также грех против самого себя, «ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф. 5:29).
   Помни, что мысли о самоубийстве внушает нам диавол — исконный враг нашего спасения. Посему знай, кто враг твой. Молитвы к Господу Иисусу Христу, Царице Небесной и Ангелу-Хранителю, полное предание себя воле Божией, размышления о Страшном Суде Божием, исповедь и Причащение — лучшее средство для изгнания всякой мысли об этом грехе. Кроме того, не допускай диаволу войти в сердце через служение плоти и миру, бегай соблазнов и чаще посещай храм Божий.
   12. Деятелен ли ты или небрежен в деле своего спасения?
   Как может душа вознестись к небесам, если она в течение всей жизни пренебрегала всеми средствами, чтобы освободиться от мира и от своих страстей? Откуда у нее могли явиться небесные способности, если она не развивала их здесь, на земле? Откуда, в самом деле, могло развиться в ней малейшее духовное видение, если она здесь оставалась чуждой всего духовного и ни в чем не проявляла этой духовности? Если всякий порыв души к Богу заглушался, всякий дар религиозной любви и веры упорно пренебрегался и отрицался, то откуда могла развиться способность находить утешение в том, что нам даруют Бог и небо?
   Развивайте душу вашу так, чтобы она всеми силами стремилась к Богу и, созерцая Бога, удалялась от греха. Созидайте на развалинах ветхой твари новую, которая в противоположность ветхой, вырождающейся от небрежности, освобождается от греха, раскрываясь во всей духовной мощи и красоте. И так как наши представления о духовном существе составляются по свойствам нашего телесного существа, то и понятия, которыми мы должны руководствоваться для развития нашей духовной природы, мы можем просто заимствовать из хорошо знакомых нам черт ветхой нашей твари.
   Так, например, в духовной нашей природе заложено чувство зрения. Пренебрегая им, не развивая его, вы не будете им обладать. Но развивайте его и вы узрите Бога. А как развивать его — нам известно. Будьте чисты сердцем. «Чистые сердцем… Бога узрят» (Мф. 5:8). Вот способ развития одного из свойств души, а став чистыми сердцем, мы получим возможность видеть Бога.
   Нужно стараться приобрести и чувство духовного осязания, подобное тому, каким обладала женщина, прикоснувшаяся к краю одежды Христа, — ту дивную силу, которая зовется верой и принимает в сердце Бога.
   Есть и чувство вкуса — духовная жажда Бога, нечто внутри нас, чувствующее и видящее, что Он — благ. Если вы пренебрегаете этим чувством, то картина духовного мира для вас будет мертвой и ледяной, а станете развивать его — и душу охватит священным огнем, духовным горением.
   Наконец, существует великое чувство любви, любви к Богу, дающее нам возможность познавать Его. Пока этого чувства нет, ни один человек не может по-настоящему понять всего «величия спасения», мерилом которого являются слова Христа: «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, да всякий верующий в Него не погибнет, но имеет жизнь вечную» (Ин. 3:16).
   «Врача и лекарства Бог сотворил. Он их создал не напрасно, а затем, чтобы они болезни врачевали: отвращение от лекаря и лекарств — Богу укор. Не лечиться можно, воспитывая в себе терпение, но надо бояться, как бы не прокралась самонадеянность: «Пусть лечатся слабые, а мы сильны». За такие о себе помыслы в душе рождается ропот. Лучше так: пришла болезнь — полечитесь. Пройдет боль от лекарства — слава Богу. Не пройдет — терпеть и Бога благодарить (свт. Феофан Затворник).

стр. 1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр. 6 стр. 7 стр. 8 стр. 9 стр. 10 стр. 11