Протоиерей Григорий Дьяченко. Вопросы на Исповеди по десяти Заповедям Божьим.

стр. 1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр. 6 стр. 7 стр. 8 стр. 9 стр. 10 стр. 11

Первая заповедь закона Божия

«Я Господь, Бог твой, …да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исх. 20:2, 3).

   1. Имеешь ли, сын мой, твердую веру в Слово Божие и учение Св. Церкви?
   В случае отрицательного ответа пастырь приблизительно так назидает кающегося.
   Сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Ин. 14:1), — говорит Божественный Учитель, Господь наш Иисус Христос. Подражай апостолу Фоме, который при виде Воскресшего Господа — а в Воскресении он ранее сомневался — воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Но помни и слова Спасителя, сказанные по этому поводу: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).
   Какой духовно врачебный совет представить тебе, сын мой, следуя которому ты мог бы обрести твердую веру во все то, чему учит Слово Божие и Св. Церковь?
   Существует два пути: один — внешний, научный, а другой — внутренний, путь веры. Первый предлагается обыкновенно в систематическом изложении богословия. Он действителен и для ученых существенно необходим, но, очевидно, не является всеобщим, ибо основывается на сведениях не всем доступных. Этот путь очень долог и труден, и, что особенно существенно, предоставляет сердце себе самому, своему своенравию и свободе.
   Второй путь, — путь веры — искреннее, живее, доступнее, он приносит больше духовных плодов. Это молитва к единому Истинному Богу о вразумлении. Есть Бог Истинный. Он явил нам волю Свою о нашем спасении, Он желает, чтобы она была понята и выполнена. Теперь мудрованиями людскими она скрыта или запутана до того, что тот или иной человек не имеет достаточных сил, чтобы найти выход из этого лабиринта.
   «Когда кто, испытывая духовную нужду, с воплем, стенанием и болезнью сердечной, обратится к Богу — истинному Отцу всех людей, желающему, чтобы вера человеческая была действенной, — может ли быть, чтобы Он не дал такому вопрошающему решительного указания к убеждению в истине ее? Он воронов кричащих питает, по молитве посылает дождь жаждущей плоти нашей (см. Пс. 146:8, 9), а человеку, Своему образу, томящемуся, стремящемуся узнать, как прославлять Бога, разве Он не укажет источника для утоления этой жажды духовной? Такая молитва нисколько не является искушением Бога, хотя может быть превращена в него, когда кто неискренне, из одного любопытства, желал бы таких удостоверяющих знаков»73.
   «Не оставляйте, а более умножайте вашу молитву о вере, так как без веры, по свидетельству Священного Писания, невозможно угодить Богу. Все, решительно все, что ни происходит в нас и от нас нечистого, греховного, несовершенного — все это рождается в нас оттого, что мы маловерны, что еще не обрели живой, горячей веры. «Светильник для тела есть око» (Мф. 6:22), а для души — вера. Не будь у тела глаз, тогда все для нас как бы не существовало или существовало, но в искаженном виде. Нет в нас веры — нет в нас и жизни истинной, без которой вся наша внешняя жизнь, сколь бы она ни была блистательна и изобильна, — это один призрак, один сон, тело без духа».74
   Многочисленны примеры убеждения в вере путем молитвы. Корнилий сотник испросил себе веру (см. Деян. 10:1 — 31). Множество было таких, которые приходили к пустынникам вопрошать о вере, а они, вместо всяких доводов, заставляли их молиться, и Бог открывал им истину, как это было, например, со св. великомученицей Екатериной.
   2. Не страдаешь ли ты, сын мой, от нападения на твою душу частых сомнений в истинах св. веры?
   Соблюдай следующее для избавления от гибельного сомнения:
   а) При сомнениях нужно бороться с ними. Когда возникнет сомнение, не соглашайтесь с ним в уме, как будто так уж и на самом деле есть, как оно внушает; а останавливайте его при самом входе, как непрошеного гостя, и подвергайте осмотру. Как в борьбе с помышлениями главное — не соглашаться с ними сердцем, так при сомнениях — не соглашаться с ними умом.
   Скажете, что они внезапно проникают и охватывают весь ум? Это ничего. И в пожеланиях тоже бывает, что они обнимают все сердце. Но это не значит, что они уж и одолели, а означает только бесстыдность нападающего. Если кто бросится на вас невзначай и обхватит руками, вы не отдаетесь в его власть, а отталкиваете. Так и здесь. Пусть сомнение охватило весь ум, старайтесь оттолкнуть его, чтобы оно оказалось вовне и можно было вести дело с ним как с другим, чуждым лицом.
   Если станете так действовать, многие сомнения тотчас будут исчезать, как только вы отторгните их от ума и потребуете к суду. Если будут упорно оставаться, начинайте гнать.
   б) Относительно пожеланий все святые в качестве второго приема предлагают следующее: когда мы осознаем в этих пожеланиях вражеских подступ к нам, вместо самостоятельной борьбы с ними нужно обращаться к Господу Спасителю — и они исчезают. Думаю, что то же нужно делать и по отношению к сомнениям. Обращайтесь мысленно к Господу и молите Его прогнать искушение с искушающим. И это будет.
   в) Третий прием — восстановить доброе в себе в обычной силе. Какие добрые мысли и чувства испытываете, те и спешите восстановить. Мне думается, вся беда у вас оттого, что вы порождающиеся сомнения принимаете как друзей и впускаете их внутрь, и лелеете их, становясь на их сторону. Это значит, и рук не поднимая, отдаваться врагу в полную власть. А вы заранее держитесь убеждения, что сомнения ничего истинного не представляют, и, когда появятся, гоните их, всячески стараясь пребыть на стороне добра и истины.
   г) Когда восстановите свое доброе состояние, тогда можете разбирать сомнения. Тут они будут очень слабы. И победа всегда будет оставаться за вами.75
   д) «Сомнение есть слепота ума, потому внимай светильнику Божия Слова. Ибо Слово Божие, как духовное светило, прогоняет тьму и озаряет душевные очи, открывает суету и прелесть мира, обличает самолюбие и грехи наши».
   е) «Противное противным прогоняется: холод — теплотою, горечь — сладостью, тьма — светом, и проч. Итак, если хотим слепоту от умных очей наших отрясти, должны внимать учению и примеру жития Христова. Христос со святым учением и житием Своим есть Путь, итак, должно нам Его держаться, да не заблудимся. Он есть Истина, итак, должно нам вверить себя Ему, да не прельстимся. Он есть Жизнь, итак, должно нам прилепиться к Нему, да с Ним, и в Нем, и через Него оживем и вовеки живы будем76.
   3. Не допустил ли ты когда неверия в Промысл Божий?
   Окинь взором историю народа Божия — и ты увидишь явные следы Промысла Божия в жизни людей. Вспомни, что говорит Иосиф братьям своим, продавшим его в Египет: «Не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону, и господином во всем доме его, и владыкою во всей земле Египетской» (Быт. 45:8).
   Посмотри внимательно на свою жизнь и на жизнь близких тебе людей: Господь то осыпает их благодеяниями, то наказывает бедствиями, дабы укрепить веру малодушных, поддержать слабых, устрашить ожесточенных грешников, пресечь зло или направить свободную волю человека к добру, — и ты воскликнешь с царем и пророком Давидом: «Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его» (Пс. 102:2).
   4. Не страдаешь ли, сын мой, бесчувствием и окаменением сердца в деле веры?
   Вот древние испытанные средства от нечувствия, этого убийственного недуга, об избавлении от которого святитель Иоанн Златоуст и сам молился, и призывал молиться ежедневно в четвертом часу пополудни: «Господи! Избави мя от всякаго неведения, забвения, малодушия и окамененнаго нечувствия»:
   а) полезно часто читать Божественное Писание и умилительные слова богоносных Отцов, помнить о Страшном Суде Божием, об исходе души из тела и об ожидающих ее страшных силах, с участием которых она делала зло в этой кратковременной и бедственной жизни;
   б) полезно вспоминать о том, что мы должны будем предстать перед Страшным и праведным Судилищем Христовым и не только в делах, но и в словах и помышлениях дать ответ перед Богом, перед всеми Ангелами Его и вообще перед всем созданием;
   в) хорошо также вспоминать и великие скорби человеческие, чтобы хоть так смягчилась жестокая и бесчувственная душа и пришла в сознание своего худого состояния77.
   5. Не был ли ты когда безбожником или не сочувствовал ли пагубному учению несчастных безумцев-безбожников?
   Помни, что безбожие есть крайнее безумие. «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Пс. 13:1). Только в сердце, в мыслях своих сказавший это — безумен. «И, как он по сущей справедливости не безумен? — восклицает свт. Иоанн Златоуст. — Нет Бога! Но если нет основания, как стоит здание? Если нет домостроителя, как дом создан? Если нет архитектора, кто город строил? Если нет земледельца, как на нивах снопы хлеба явились? Если нет мироздателя, откуда же и как существует мир?»
   Заметь, сын мой, что есть две главных причины неверия: гордость и нечестие. Нежелание лишиться мнимой свободы своего ума и желание избавить себя от упреков совести, при свете веры обличающей действия злой воли; нежелание расстаться с любимыми страстями — вот основные причины неверия. Потому необходимо удалить их.
   Помни, возлюбленный брат мой во Христе, что неверие бессильно в решении важнейших вопросов жизни. Спросите неверующего, если он не верит в Бога, как ответит он на эти семь вопросов, всю важность которых вы поймете по мере вашего знания законов мироздания.
   Во-первых, откуда явилась материя? Может ли мертвая вещь создать свое мертвое я? Во-вторых, где начало движения? Может ли мертвая вещь привести в движение свое мертвое «я»? Кто дал первый толчок неподвижной инерции? Откуда явилась начальная сила?
   В-третьих, откуда явилась жизнь? Создалась ли жизнь сама по себе в мертвой материи или существовала первая жизненная сила, которая проникла в эту бесчувственную массу, и если можете вы объяснить все, то скажите, откуда явилась эта животворящая искра Божественной жизни, если не от перста Всемогущего? Были ли первая бацилла или первая бактерия настолько всемогущи, чтобы создать самих себя?
   В-четвертых, откуда происходят дивная гармония, великолепное устройство всех частей вселенной и назначение каждого предмета в природе? Заставите ли вы нас поверить в то, что это необъятное гармоническое согласование происходит от сцепления обстоятельств, от случайного соединения атомов? Если бы кто-нибудь сказал нам, что люди, называемые Крыловым, Пушкиным, Гоголем, Данте, Шекспиром, Мильтоном, никогда не существовали, но что миллионы печатных букв случайно приняли свои особенные формы и нечаянно соединились вместе в басни Крылова, в стихотворения Пушкина, в повести Гоголя, в «Божественную комедию» Данте, в пьесы Шекспира и в поэмы Мильтона, то вы наверняка бы подумали, что этот человек выжил из ума.
   Но он не был бы таким безумным, как человек, говорящий нам, что краски на великолепных крыльях мотылька, радужные перья на шейке голубя, стекловидная влага и сетчатая оболочка человеческого глаза, нежно окрашенные цветы и листья беспредельных лесов, и пески, и моря, и прекрасные розовые раковины на берегу, и слоистый хрусталь снега, и небеса, и звезды, — что все это случайно образовало симметричное целое, и что из соединения враждебных атомов они заимство¬вали свою величественную красоту.
   В-пятых, откуда явилось сознание? Может ли мыслить слепой случай? Может ли мертвая материя осмыслить свое существование и сама создать предметы? В-шестых, кто дал нам свободную волю? Мы имеем тело, но в то же время — душу разумную, свободную и бессмертную, созданную по образу и подобию Божиему. Иными словами, мы имеем в себе нечто бесконечно выше материи, то есть дух. Дух этот не может быть ничем иным, кроме дыхания Господа. Даже языческий поэт сказал: «В нас самих находится Бог».
   В-седьмых, откуда происходит совесть? Отделяла ли мертвая материя божественное чувство правого и неправого? Поэтому тот, кто не признает существования Бога, не разрешает даже самого простого затруднения человеческого ума; вместе с тем он создает затруднения в тысячу раз многочисленнее и неразрешимее. Он просто говорит изумительную бессмыслицу и выказывает беспредельное безрассудство.
   Когда доходишь этим путем до веры в Бога, то затем следует вера в Божественное Провидение, в то, что Бог создал нас, что Он — наш Отец, что мы — народ Его пастбища, овцы Его десницы. И, с сознанием нашего отношения к Богу, по необходимости, пробуждается совесть. Видимые явления по воле Божией обнаруживают невидимые.
   6. Не повинен ли ты в грехе ереси? Не сочувствовал ли когда еретическим лжеучениям?
   Знай, что быть еретиком — значит находиться в отлучении от Св. Церкви и от Бога, осудить себя на лишение царствия небесного. Вспомни, как некогда поступил св. апостол Иоанн Богослов, этот святой и чистый проповедник Божественной любви. Встретившись в бане с одним еретиком, он поспешно сказал своему ученику: «Бежим отсюда: баня может загореться, ибо в ней находится этот нечестивый человек!» Этот же св. апостол, кротко относившийся ко всем грешникам, советует христианам даже не принимать в дом и не приветствовать тех, кто ложно учит о Христе, Господе нашем.
   Чтобы предотвратить себя от пагубного увлечения какой-либо ересью, помни, что лишь Св. Церковь есть хранительница и истолковательница Божественного Откровения. Бог вверил Церкви Свое Откровение, заключенное в Священном Писании и в Священном Предании, поэтому Божественными источниками учения христианской веры, несомненно, признаются только такие, какие она принимает. «Я не поверил бы Евангелию, — говорит блж. Августин, — если бы в том не убедил меня голос Кафолической Церкви»78.
   Церковь, приняв от Господа Иисуса Христа и Святого Духа Откровение, хранит его целым и неповрежденным. Ей передан и смысл его. От начала своего существования она является непогрешимой истолковательницей Божественного Откровения, и пребудет таковой до скончания века, ибо Вселенская Церковь никогда не говорила и не говорит от себя, но говорит только Духом Божиим, Которого она имеет, имела и будет иметь своим Учителем вовек (см. Ин. 14:16, 17, 26). Человек, который говорит сам от себя, может ошибаться, обманывать и обманываться, но Вселенская Церковь, так как Она говорила и говорит Духом Божиим, никак не может погрешать, обманывать и обманываться.
   Древний Отец Церкви, святитель Ириней Лионский говорит: «Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви: ибо в нее апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни»79.
   7. Не был ли ты, сын мой, раскольником, не одобрял ли раскольнических самочинных собраний вне единства с Православной Церковью?
   Помни, что расколы противны желаниям и намерениям Господа нашего: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21, 22). «Хочешь спастись? — вопрошает святитель Иоанн Златоуст. — Пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда: если ты внутри сей ограды, то тебя не тронет волк, а если выйдешь вон, то будешь похищен зверем. Не уклоняйся же от Церкви: нет ничего в мире сильнее Ее. Она — твоя надежда, в ней — твое счастье».
   Знай, что «кому Церковь — не мать, тому Бог — не отец», как учит святитель Киприан, епископ Карфагенский.
   8. Не подвергался ли ты когда отчаянию в своем спасении по случаю каких-либо тяжких грехов, тобою содеянных?
   Не подражай Иуде Искариотскому, который, бросив в храме сребренники, полученные им от первосвященников за предательство своего Божественного Учителя, пошел и удавился (Мф. 27:5). «Никто не отчаивайся, никто не подвергайся этой болезни нечестивых, — говорит свт. Иоанн Златоуст. — Если впадешь и во все пороки, то скажи самому себе: Бог человеколюбив и желает нашего спасения. «Если, — говорит Он, — будут грехи ваши, как багряное, как снег убелю» (Ис. 1:1880. «Не отчаивайся же, потому что Господь милостив, но не будь и беспечен, потому что Он праведен», — поучает тот же Св. Отец.
   Ты сказал, что по временам очень ослабеваешь — до малодушия, а иногда и до отчаяния. Знай, что враг действует двумя главными способами: искушает христианина или высокоумием и сомнением, или малодушием и отчаянием. Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что один искусный подвижник отражал козни врагов их же оружием. Когда они приводили его в отчаяние, то он говорил сам себе и врагам: «Как же вы не так давно хвалили меня и приводили в высокоумие?» — и через это отражал злой умысел вражий. Если же враги переходили на другую сторону и начинали хвалить и подавать поводы к высокоумию и самомнению, то старец отвечал: «Как же вы не так давно приводили меня в отчаяние? Ведь одно другому противоречит». И таким образом этот подвижник с помощью Божией отражал козни вражии их же оружием, своевременно употребляя одно против другого.
   Также если у тебя бывает иногда мысль восставать мужественно против врагов, справедливо ли это? Противоположное сему малодушие показывает, что несправедливо. Не в нашей силе восставать против коварных врагов, а всего вернее со смирением прибегать всегда к помощи и заступлению Божественному, призывая на помощь Самого Господа и Пречистую Его Матерь. Как советует св. Иоанн Лествичник, «именем Иисусовым отражай ратников»81.
   9. Не страдаешь ли, сын мой, духом уныния?
   Если дух уныния будет тревожить тебя, возлюбленный, скажу тебе так от имени великого духовного врача, преподобного Ефрема Сирина: «Ты не падай, но помолись Господу, и даст тебе долготерпение; и по молитве сядь и собери свои помыслы, и утешай душу свою, подобно говорившему: «Почему прискорбна ты, душа моя, и почему смущаешь меня? Уповай на Бога» (Пс. 41:6). И скажи: «Почему ты беспечна, душа моя? Не всегда жить нам в этом мире». Представь в мысли живших прежде тебя и вспомни, что как они перешли из сего века, так и нам, когда угодно будет Богу, должно переселиться отсюда.
   Уныние есть тот злой недуг, об избавлении от которого не в Четыредесятницу только молимся, но и ежедневно в вечерней молитве взываем: «Уныние бесовское далече от меня отжени, Господи!»82
   «Если хочешь победить уныние, занимайся немного рукоделием и читай Божии книги, и молись часто»83.
   10. Не испытываешь ли ты, брат мой, ложного и вредного для спасения души страха, насылаемого от врага?
   Когда будешь ощущать такой страх и вражеское нападение, то полезно тебе, по примеру древних Отцов, произносить устами — так, чтобы твои только уши слышали, — подходящие слова псалмов, например: «Господь — просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюсь» (Пс. 26:1) и весь 26 псалом. Также: «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им» (Пс. 117:10). Еще: «Суди, Господи, обидящия мя, и побори борющия мя» (Пс. 34:1). Еще: «Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися» (Пс. 69:2) и подобное.
   На опыте увидишь, как велика сила богодухновенных псалмов, которые как пламя опаляют и прогоняют врагов мысленных84.
   11. Не обращался ли ты когда-либо к волшебникам, гадателям, прорицателям будущего и ворожеям? Не желал ли через них узнать будущее, или получить облегчение от болезни, или избежать несчастия?
   Волшебство, а равно и обращение к волшебникам есть великий грех. Сам Бог через св. пророка Иеремию говорит: «Не слушайте своих волхвователей, своих чародеев, своих заклинателей, ибо они прорицают вам ложь» (Иер. 27:9—10). Кто обращается к волшебникам, тех Св. Церковь отлучает на шесть лет от Св. Причащения: так велик этот грех! Это значит от Бога удаляться к врагу Его — диаволу, и от него ожидать себе помощи.
   Однажды царь Охозия, желая помочь себе в болезни, обратился к идолу Веельзевулу в городе Аккароне, и за это, по предсказанию пророка Илии, был наказан смертью: «И умер он по слову Господню, которое изрек Илия» (4 Цар. 1:17). Другой царь, по имени Езекия, в тяжкой болезни обратился к Богу — и выздоровел (см. 4 Цар. 20). У нас, христиан, есть Бог, святые угодники Божии, есть великая и сильная Заступница рода христианского — Матерь Божия, Царица Небесная. К ним мы должны обращаться в случае нашей нужды.
   12. Не повинен ли ты греху суеверия? Не веришь ли в счастливые и несчастливые дни, встречам и другим приметам?
   Все дни одинаковы пред Богом: Он не творил счастливых и несчастных дней. Думать так — значит возносить хулу на Создателя. Не тот или другой день, а сами мы виноваты в несчастии, если начинаем дело без благословения Божия или дело грешное. Святитель Иоанн Златоуст говорит даже, что диавол внушил людям это суеверие: «Если кто верит, что день — счастливый или несчастливый, тот в несчастный день не будет стараться делать добрые дела, думая, что напрасно станет трудиться и ни в чем не будет иметь успеха»85.
   Равным образом тяжко грешит тот, кто верит каким-либо встречам, считая их для себя несчастными. Не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь.
   Некоторые боятся встретиться со служителем Божиим, нередко несущим на груди Св. Тайны Христовы. Эта боязнь прямо вызвана диаволом, который ненавидит служителей Божиих. Все это зародилось в первые века христианства, когда языческие жрецы всячески старались отвлечь язычников от обращения к Истинному Богу и внушали ненависть к пресвитерам Церкви, т.е. священникам, проповедникам истины Христовой.
   13. Не гадаешь ли о будущем по книгам Св. Писания?
   Раскрывать с целью гадания св. Евангелие или другие святые книги Св. Отцы не советуют.
   14. Не ленишься ли, сын мой, молиться Богу?
   Молитва есть пища души. «Не оставляй молитвы как духовной пищи, — учит святитель Геннадий, — ибо как тело, лишенное пищи, ослабевает, так и душа, лишаемая молитвы, приближается к расслаблению и мысленной смерти»86.
   Господь учит: «Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам» (Мф. 7:7). «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4:2).
   Помни при этом мудрое и великое наставление одного св. подвижника: «Желай, чтобы с тобой сбылось не то, что тебе хочется, но что Богу угодно, и тогда ты будешь покоен и благодарен в молитве своей»87.
   Когда во время молитвы овладеет твоим сердцем уныние и тоска, знай, что это происходит от диавола, всячески старающегося помешать тебе в молитве. Крепись, мужайся и памятью о Боге прогоняй убийственные ощущения.
   Когда ты один молишься и унывает дух твой, и станет скучать и тяготиться одиночеством, помни тогда, как и всегда, что на тебя очами, которые светлее солнца, взирает Триипостасный Бог, все святые Ангелы, Ангел твой хранитель и святые Божии. Истинно! Ибо все они едины в Боге, и где Бог, там и они. Куда солнце, туда и все лучи его обращены. Разумей, что говорится. Молись всегда горящим сердцем, а для этого никогда не объедайся и не упивайся. Помни, с Кем беседуешь. Люди забывают часто, с Кем они беседуют на молитве и кто свидетели их молитвы. Они забывают, что беседуют с Всевидящим, что беседе их с Богом внимают все Силы Небесные и святые.
   Некто во время молитвы, когда он делался вял, и расслаблен духом и телом, и ему хотелось дремать, возбуждал себя следующим внутренним вопросом: «С Кем ты беседуешь, душа моя?» И, живо представляя после этого пред собою Господа, начинал молиться с великим умилением и со слезами; притупленное внимание его изощрялось, ум и сердце просветлялись, и он весь оживотворялся. Вот что значит живо представлять перед собою Господа Бога и ходить в присутствии Его! «Если, — говорил он дальше, — душа моя, ты не смеешь вяло и небрежно беседовать с людьми, которые выше тебя, чтобы не оскорбить их, то как ты смеешь вяло и небрежно беседовать с Господом!»
   Сделать усилие воли и с напряжением обратить свой взор к Богу — самое лучшее средство, сразу поднимающее человека над рассеянностью и обращающее его к сосредоточенной молитве88.
   15. Не любишь ли тварь больше Творца? Не пристрастился ли ты к чему-либо земному, вплоть до забвения Бога?
   «Горе тебе, если ты, возлюбив тварей, забудешь Творца», — учит блж. Августин. «Дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак. 4:4). А св. ап. Иоанн учит: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1 Ин. 2:15). Все нужно любить только для Бога и ради Бога. «Не радуйся ни о чем временном в этом плачевном веке, потому что все в нем непостоянно и превратно, все в нем обманчиво и изменчиво. Но если хочешь утешиться, ищи утешения в одном Господе; если хочешь радоваться, радуйся об одном Господе», — учит святитель Димитрий Ростовский.
   «Может ли тварь и плотское удовольствие доставить совершенный покой и верное утешение для души?» — спрашивает тот же Св. Отец и отвечает: «Нисколько! Один только Творец может успокоить и утешить душу и даровать ей вечное и всегдашнее наслаждение. Как ветка расцветает и вырастает не иначе как из корня, так же точно и душа может получить совершенное утешение единственно от благодати Господней и Пресвятого Утешителя Духа, от Которого получила и бытие свое».
   16. Не допустил ли ты греха человекоугодия, т.е. не льстил ли кому и не одобрял ли худых дел?
   Помни, что в слове Божием сказано: «Кровожадного и льстивого гнушается Господь» (Пс. 5:7). «Горе тем, которые зло называют добром и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою» (Ис. 5:20).
   О том, как опасно хвалить зло, порок и нечестие, говорит святитель Василий Великий: «Делающие так своими похвалами навлекают проклятие на жизнь хвалимых и делаются виновниками их осуждения вечного за то самое, в чем одобряют их»89.
   17. He надеялся ли ты на человека более, чем на Бога?
   Знай, что Господь в этом случае сильно гневается. «Проклят, — говорит Он, — тот, кто надеется на человека» (Иер. 17:5). «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения» (Пс. 145:3). Слово Божие называет надежду на человека тенью. Что же есть непостояннее и обманчивее тени? Сегодня тот, на кого ты надеялся, велик и силен, завтра он пал со своей высоты и тебя увлек в свое падение; сегодня он жив, завтра умер и разбил все твои надежды. Только надежда на Бога никогда не обманет человека. «Господь — помощник мой и защитник мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне», — говорит св. царь и пророк Давид (Пс. 27:7).
   18. Не надеялся ли ты слишком на себя, на свое богатство, на свои нравственные силы в деле спасения? Слово Божие запрещает надеяться на «богатство неверное» (1 Тим. 6:17). Кто надеется на богатство, тот сердцем своим отступает от Бога и нередко делается гордым, жестоким, притеснителем бедных и слабых.
   Нельзя надеяться на свои душевные силы в деле своего спасения. Ибо «Бог производит в нас и хотение», т. е. только то, чтобы пожелать, «и действие», т. е. то, чтобы выполнить на деле (Флп. 2:13). Без благодати Божией человек и шагу не может сделать в деле своего спасения. Все святые считали себя ничтожными грешниками, бедными и убогими без помощи Божией.
   Приписывание себе успехов духовных является в разных видах, и бывает причиною отступления благодати. Отсюда окаменение, забвение, помрачение духовного зрения, потеря сил.
   Средство против него — все принимать как от руки Божией с благодарностью, как дар, жить всегда в предании себя Богу, всего ожидая свыше90.
   19. Любишь ли ты, брат мой, Бога больше всего на свете, больше отца, матери, детей, собственной жизни?
   Святой апостол Павел клятвою устрашает того, кто не хочет любить Христа: «Если кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема да будет» (1 Кор. 16:22).
   И святитель Василий Великий, в первом Слове о любви к Богу учит: «Итак, братия, приняв заповедь любить Бога и Его единого желать и жаждать, о Нем непременно должны всегда помнить; и как младенцы о матерях своих помышляют, так и вы рассуждайте о себе, что мы по образу и подобию Его созданы, что Он сотворил нас душою бессмертными и что мы словом и разумом более всех тварей почтены и неизреченными благами одарены. Для нас Он сошел с небес и примирил нас с Богом и Отцом Небесным, спас, оправдал и сотворил нас сынами и наследниками царствия Своего».
   О Боже! Спасителю наш! Возжги любовь в нас, да возлюбим Тебя, яко же Тебе угодно.
   Достойны ли мы любви Его, будучи «прах и пепел» (Быт. 18:27)? Однако Он возлюбил нас. Сколько мы испытываем искушений, не имея к Нему любви! Сколько без нее подвергаемся бурным волнам бедствий и страдаем! Но хотя иногда мы Его и отвергаем, Он не отвращается от нас. Мы бегаем от Него, но Он нас ищет, и призывает к Себе, говоря: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные» (Мф. 11:28).
   Боже наш! Мы отвергаем любовь Твою, а Ты нас не перестаешь любить. Мы нередко принимаем сатанинские внушения более закона Твоего. Мы, не щадя себя и спасения своего, прилежно творим дела злобы. И несмотря на то, человек часто говорит: «Я люблю Бога». Какое противоречие! Он думает, что любит Бога, но заповедей Его не исполняет. Какая же это любовь? Это одно лицемерие!
   Когда ты говоришь: «Люблю Христа Бога», то посмотри, что Он тебе заповедует: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13:15).
   Если любишь Христа Бога, терпи так же, как Он терпел, и твори все то, что Ему угодно, чему Он учил и что творил. Непременно и твоя любовь должна быть такой, чтобы творить добро, терпеть, не смущаться ни от чего находящего и во всем всегда благодарить Бога не словами и языком, но самыми делами. Ты должен возлюбить Его «всем сердцем, всею душою, всею крепостью и умом твоим» (Лк. 10:27).
   И если так Его возлюбишь, то послушай пророка Исаию, устами которого говорит Господь: «Забудет ли женщина младенца своего, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если и она забудет, Я не забуду тебя» (Ис. 49:15)91.
   20. Не повинен ли ты в грехе неблагодарности Богу за Его бесчисленные благодеяния к тебе?
   «Не стыдно ли быть неблагодарным за полученные благодеяния? Даже животные стыдятся неблагодарности. Они с благодарностью помнят о доставляемом им корме», — говорит святитель Амвросий Медиоланский. Святитель Иоанн Златоуст, вспоминая безмерные благодеяния Господа к роду человеческому, говорит: «Он привел нас из небытия в бытие, даровал нам и тело, и душу, сотворил нас разумными, устроил всю тварь для рода человеческого, послал к нам Врача душ и телес,
   Единородного Сына Своего, Который благоволил принять образ раба и родиться от Девы». «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
   Можем ли мы не благодарить Бога, если припомним все эти и другие бесчисленные благодеяния, если вспомним, что после смерти человек может наследовать жизнь вечную с ее нескончаемым и неописанным блаженством? «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Благослови же, душа христианина, Господа, и не забывай всех безмерных и неисчислимых благодеяний Его тебе; возлюби своего Творца, Промыслителя и Спасителя, всем сердцем твоим, всей душою твоею и всем помышлением твоим.
   21. Не убоялся ли ты или не постеснялся ли поддержать славу имени Божия или защитить священные предметы от поругания их людьми нечестивыми и кощунственными?
   Если ты искренне убежден, что вера твоя — единая истинная, то и доказывай это делами. Не смотри на то, что будут говорить о тебе другие. Найдутся, быть может, неразумные и станут смеяться — пусть смеются в обличение своего неразумия. Святые апостолы радовались, когда повергались бесчестию за имя Христово, им следует подражать. Если притеснять станут за веру, это еще полезнее для тебя: радуйся, поскольку тебе готовится мученический венец. Стыд, боязнь и смущение — первые признаки маловерия.
    «Кто постыдится Меня и слов Моих, того Сын Человеческий постыдится, когда придет во славе Своей, и Отца, и святых Ангелов» (Лк. 9:26). Вот чего нам нужно бояться, а не того, что скажут о нас люди!
   Бывают случаи, когда наше молчание совершенно непростительно. Вот встречаешь ты богохульника, который открыто порицает и хулит веру православную. Обличи его, исповедуй истину. Если он послушает тебя, ты приобрел брата. Не обратит он внимания на твои слова, будь спокоен: одному Богу принадлежит суд, а ты исполнил свой долг.
   Святой апостол Павел говорит: «Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10:9). Видишь, какой конец имеет исповедание веры! Оно служит спасению души и обретению людьми вечного блаженства. Иди с Божией помощью смело по этому пути, православный христианин!
   22. Предаешь ли ты, сын мой, себя воле Божией?
   Предадим всецело волю нашу Богу, Который знал все ранее, чем мы родились, и не будем просить, чтобы все было по-нашему, поскольку ни один человек не знает, что ему полезно. Но станем говорить непрестанно и словами и делами: Отче Небесный, да будет воля Твоя! Ибо не всякое желание, которое человеку кажется праведным, и правым, и добрым, — от Духа Святого. Трудно правильно рассудить: добрый дух или злой побуждает тебя желать того или иного, или ты подвигнут своим собственным духом. Многим казалось вначале, что их стремление — от доброго духа, а под конец они были обмануты.

стр. 1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр. 6 стр. 7 стр. 8 стр. 9 стр. 10 стр. 11