Тематические сайты, по благословению епископа Новокузнецкого и Таштагольского Владимира:

Соборование.РФ     Молитва.РФ      Пост.РФ     Война со страстями.РФ     Смерть поминовение.Рф     Епархия НВК


Протоиерей Григорий Дьяченко. Вопросы на Исповеди по десяти Заповедям Божьим

стр. 1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр. 6 стр. 7 стр. 8 стр. 9 стр. 10 стр. 11

Десятая заповедь закона Божия

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20:17).

   1. Не завидуешь ли богатству, счастью, здоровью ближнего, его способностям, успеху в жизни?
   Помни, что не только христианину, но и вообще человеку вовсе не свойственна зависть. Христианам свойственно любить и радоваться благоденствию и счастью ближних, но не завидовать. Зависть происходит от диавола. «Завистью диавола вошла в мир смерть», — говорит Священное Писание (Прем. 2:24).
   Зависть — меч обоюдоострый, который наносит вред обоим: как самому завистнику, так и тому, кому он завидует.
   Послушаем, что говорят о грехе зависти Святые Отцы. Святитель Григорий Нисский пишет: «Зависть есть начало злобы, мать смерти, первая дверь греха, корень всякого зла».
   Святитель Василий Великий говорит: «Как ржавчина изъедает железо, так зависть — душу, в которой живет она».
   Кто завидует ближнему, тот восстает против Бога. «Чему, скажи мне, ты завидуешь? — спрашивает святитель Иоанн Златоуст. — Тому ли, что брат твой получил духовное дарование? Но от кого он получил, скажи мне: не от Бога ли? Значит ты враждуешь против Того, Кто даровал ему. Видишь ли, до чего простирается зло, до какой степени греха восходит оно и какую изрывает бездну наказания?»
   «Не завидуй, человек, никому в земном, преходящем счастье, ибо все в мире, как трава и цвет полевой; не завидуй богатому и прославленному, пресыщающемуся земными удовольствиями; но благоразумно подражай тому, кто украшен добродетелями. Ибо зачем тебе завидовать земному счастью, когда все в этом мире временно и тленно? Положим, кто-нибудь прославлен и богат, но вечно ли так будет? Или кто-нибудь в изобилии пользуется удовольствием и счастьем, но всегда ли? Нет, все это дано весьма на малое время»138.
   Не завидуй богатому, ибо «трудно богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:23), притом вспомни, что иногда и через золото слезы льются, что вовсе не в одном богатстве счастье человека. Не завидуй красоте человеческой, ибо великое искушение предстоит тем, кто красив лицом, то от соблазна, то от гордости и самопревозношения, которое может низринуть в ад. Не завидуй преуспевающим в деле, ибо Бог благословляет их успехи, значит мы осуждаем благословение Божие, что является подлинным безумием.
   Святитель Василий Великий дает следующий мудрый совет против греха зависти: «Если прозришь рассудком выше всего человеческого, не будешь ничего земного почитать великим и чрезвычайным: ни того, что люди называют богатством, ни увядающей славы, ни телесного здоровья; если не будешь искать блага для себя в преходящих вещах, а устремишь взор свой к истинно прекрасному, похвальному, к достижению благ вечных и истинных, то будешь далек от того, чтобы достойным ублажения и соревнования признать что-нибудь земное или тленное. А кто таков и не поражается мирскому величию, к тому никогда не может приблизиться зависть»139.
   2. Борешься ли с дурными помыслами и нечистыми пожеланиями?
    «Мужайтесь, и да крепится сердце ваше» (Пс. 30:25): помощь Божия близка. Господь никогда не оставляет тех, кто с упованием обращается к Нему и себя Ему вверяет. Главное — пресечение помыслов. Когда помыслы улеглись, прочее теряет силу. Как только появится движение дурное, сейчас же мыслями обратитесь на какое-нибудь из евангельских событий: Преображение Господа, Распятие, Воскресение, Вознесение.
   Этим все дурное будет отвержено. Вспомните о смерти, Страшном Суде. Вслед за этим, мысленно взывайте ко Господу так, как говорите с кем-либо лицом к лицу, и просите у Него уврачевания, говоря: «Видишь, Господи, что у меня. Ничего подобного не хочу я. Помоги и отрази нападения эти». И начинайте творить молитву Иисусову, повторяя ее с верой, и ею одной ограничив все движения ума и сердца.
   Господь попустил искушение и смотрит, как вы поступите. Он — Вождь, вы — воины. Он ждет, что вы отразите врага, не посрамите Его чаяния»140.
   3. Не припомнишь ли каких-либо грехов за собой, о которых я по краткости времени и забвению не спросил?
   Покайся, сын мой, во всех грехах твоих, совершенных тобой мыслью, словом и делом, и да получишь прощение и помилование от Господа. Помни, что нет греха, которого бы истинно кающийся грешник не мог загладить покаянием. Сколько мы знаем грешников, через покаяние получивших прощение и помилование!
   Покаянием мытарь оправдался более фарисея, за покаяние помилована грешница, омывшая слезами ноги Спасителя; покаявшемуся разбойнику отверзлись райские двери; покаянием и горькими слезами апостол Петр, троекратно отрекшийся от Господа, снова возведен в звание апостольское; покаянием многие величайшие грешники встали на путь добродетелей и получили вечное блаженство. Так, преподобная Мария Египетская семнадцать лет проводила время в греховных порочных удовольствиях, но, покаявшись, обрела у Господа такую благодать, что переходила реку Иордан как по суше и во время молитвы возносилась над землей. Такова сила покаяния!

стр. 1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр. 6 стр. 7 стр. 8 стр. 9 стр. 10 стр. 11