Протоиерей Григорий Дьяченко. Вопросы на Исповеди по десяти Заповедям Божьим

стр. 1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр. 6 стр. 7 стр. 8 стр. 9 стр. 10 стр. 11

Восьмая заповедь закона Божия

«Не укради»(Исх. 20:15).

   1. Не погрешил ли ты против восьмой заповеди закона Божия, запрещающей присваивать чужую собственность при помощи обмана, тайного похищения (воровства), грабительства, взяточничества, тунеядства или при помощи лихоимства, которое состоит во взимании непомерных процентов с людей нуждающихся и бедных?
   Грех похищения или присвоения чужой собственности так велик, что виновных в нем, если они не покаются и не исправятся, Слово Божие лишает Царствия Божиего: «Не обманывайтесь: …ни воры, ни лихоимцы, …ни хищники Царства Божия не наследуют», — говорит св. апостол Павел (1 Кор. 6:9—10).
    «Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога» (Прит. 15:16).
   «Похищенное чужое добро, — говорит святитель Тихон Задонский, — как огонь, внесенный в дом, все прочее имение уничтожает, ибо где неправда, там и клятва Божия; где же клятва Божия, там никакого добра не будет, но всякое злополучие последует. Хищники и грабители подобны человеку, черпающему воду решетом: из рук их вытекает все, что они похищают и собирают, как решетом черпаемая вода. Похищай и хватай, человек, похищай, как хочешь и что хочешь, однако же, знай, что все из рук твоих вытечет и твое собственное неправда как огонь потребит»134.
   Святые подвижники так охраняли чужую собственность, что если жали у кого-то на поле, то не решались сорвать колос и съесть его, не спросив хозяина; найденную на дороге связку гороха не брали из опасения нарушить восьмую заповедь закона Божия. Будем же и мы, сын мой, подражать им.
   2. Не допускал ли ты в торговле какого-либо обмана, продавая испорченный товар, используя неверные весы и меры?
   Обмана в торговле избегайте так же, как самого огня адского, ибо, по свидетельству премудрого Сираха, «строящий дом свой на чужие деньги — то же, что собирающий камни для своей могилы» (Сир. 21:9), а притом злом приобретенное, зло и расточается.
   3. Не согрешил ли когда-либо против ближних какою-либо ложью или хитростью, с целью повредить их благосостоянию или присвоить нечто из их имущества?
   Ложь, обман и хищение, как бы ни были лукаво скрыты человеком, большей частью или прямо открываются и наказываются стыдом и гражданскими взысканиями, или сопровождаются посылаемыми от Бога бедствиями для вразумления нарушителей заповедей Божиих. Опыт показывает, что вносить неправедно приобретенное в свой дом — все равно, что вносить огонь, который погубит и то достояние, какое человек сам имел ранее: легкая нажива, приобретенная неправдой и обманом, отучает человека от благотворного трудолюбия, приучает к праздности — матери всех пороков, и неизбежно ведет человека к нищете и погибели.
    «Сеющий злое пожнет злое, и язву дел своих исполнит» (Прит. 22:8), — говорит премудрый Соломон. Если же в настоящей жизни и скроет человек свои тайные преступления по отношению к ближним, то не избежит будущего праведного воздаяния при Втором пришествии Господа, «Который осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1Кор. 4:5).

стр. 1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр. 6 стр. 7 стр. 8 стр. 9 стр. 10 стр. 11