Тематические сайты, по благословению епископа Новокузнецкого и Таштагольского Владимира:

Соборование.РФ     Молитва.РФ      Пост.РФ     Война со страстями.РФ     Смерть поминовение.Рф     Епархия НВК


Протоиерей Григорий Дьяченко. Вопросы на Исповеди по десяти Заповедям Божьим

стр. 1 стр. 2 стр. 3 стр.4 стр. 5 стр. 6 стр. 7 стр. 8 стр. 9 стр. 10 стр. 11

   Четвертая заповедь закона Божия

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему» (Исх. 20:8 — 10).

   1. Не повинен ли ты в грехе неуважения святых праздников? Не работал ли ты без нужды в дни воскресные и праздничные, или не заставлял ли своих подчиненных работать в праздничные дни?
   Помни, сын мой, что великий грех — нарушать покой праздничных дней. В Ветхом Завете нарушителей субботы побивали до смерти камнями (см. Чис. 15:32—35). Иудеи так строго соблюдали покой праздничного дня, что однажды около тысячи человек допустили умертвить себя врагам, напавшим на них в день субботний, не взявшись за оружие. «Умрем все в простоте своей», сказали они (см. 1 Мак. 2:37). «Только дела неизбежной нужды позволительны в день Господень, и только дела благотворения и человеколюбия достойны дня Господня»111
   У Бога только семь дней в неделе. Шесть из них Он предназначает нам для работы и исполнения всех наших дел и лишь седьмой день назначает для Самого Себя. Не крадем ли мы у Господа Его воскресный день, который Он назначил нам на служение Ему для нашего же спасения? Есть семьи, которые нарушают воскресные дни и не идут в храм Божий. Но, так как они похищают у Господа Его день, то Господь их не благословляет.
   Люди, которые торгуют в воскресные дни, часто вместо того, чтобы богатеть, беднеют, а иногда совсем разоряются.
   2. Не уклонялся ли ты, возлюбленный мой, от богослужения в праздничные дни?
   Всегда помни, что храм Божий — жилище Божие, видимое небо, училище веры и благочестия, место врачевания наших немощей телесных и духовных, место взаимного общения небесных и земных; дом молитвы, где твоя молитва соединяется с молитвой святых и бывает гораздо скорее услышана, чем домашняя; место особенного присутствия благодати Божией, без которой душа человека умирает для жизни духовной, подобно тому, как трава без дождя засыхает и погибает.
   «Оставив все дела свои, — учит святитель Алексий, митрополит Московский, — без лености собирайтесь в церковь на молитву. Не говорите: «Дома помолюсь». Как дом без огня не может нагреться от одного дыма, так домашняя молитва — без церковной».
   Некогда праведная Иулиания, во время суровой зимы, не имея ни одежды, ни обуви, некоторое время не ходила в храм. Священник церкви св.прав. Лазаря, придя однажды к утрени в храм, внезапно услышал голос от иконы Богоматери: «Иди, скажи милостивой Иулиании, что напрасно не ходит она в церковь: домашняя молитва приятна Богу, но не так, как церковная. А вы уважайте ее: Дух Божий почивает на ней». С того времени, несмотря ни на какую погоду, праведная Иулиания ходила в церковь112.
   3. Всегда ли ты, брат мой, стоял в храме со страхом Божиим, верою и благоговением?
   Помни, что в храме Божием нужно стоять как пред Лицом Божиим.
   Храм есть дом Божий, жилище Божие, видимое небо. Сам Владыка неба и земли, Господь наш Иисус Христос, присутствует здесь в святом Евангелии, в котором Он, по учению Святых Отцов, сокровен; в святом изображении Его Креста; в святых мощах, полагаемых в основание Престола и в святой антиминс. Преимущественно же Он присутствует в Таинстве Пречистого Тела Своего и Святейшей Крови Своей.
   В храме Божием, как на небе, присутствуют и все Силы Небесные, Пресвятая Матерь Божия, святые Ангелы и угодники Божии: они молятся вместе с нами, подкрепляют и возносят наши молитвы на небо, низводя на нас своим ходатайством благодать Божию. «В храме стояще, на небеси стояти мним». Помни сие.
   Стоя с благоговением в храме Божием, всем сердцем своим принимай живое участие во всех его священных песнопениях и молитвах. «Когда слышишь в церкви молитву, старайся, чтобы слышало не только твое ухо, но и сердце, чтобы молитва Церкви сделалась твоей собственной молитвой»113.
   4. Не веселился ли безумно в праздничные Дни, вместо того, чтобы, по заповеди Божией, «святить» день Господень?
   Некогда Господь устами пророка говорил иудеям, проводившим дни праздничные в служении одной чувственности: «Праздники ваши ненавидит душа Моя» (Ис. 1:14). Страшно слово это! Устрашимся же гнева Божия, будем проводить праздники свято, «не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти» (Рим. 13:13); «не с закваской порока и лукавства» (1 Кор. 5:8), с ссорами и сквернословием, но в чистоте и праведности. Помни, что если невинные и для временной жизни полезные работы неприличны дням святым, то во сколько же раз более непозволительны в эти священные дни дела бесполезные, плотские и порочные?
   5. Сознаешь ли, сын мой, свой долг благотворить храму Божию на его нужды?
   Святитель Григорий Богослов говорит: «Когда Моисей водружал на земле скинию во образ небесного, тогда все приносили, что им было велено: одни золото, другие серебро и дорогие камни для верхней ризы, каждый и каждая, что имели у себя в тот момент, все приносили на сооружение скинии, и никто из самых бедных не остался без приношения. Так и мы в честную Божию скинию этой церкви будем приносить, хотя один меньше, а другой больше: не все будем вносить одинаково. Бог измеряет подаяние не достоинством подаваемого, но силами и расположением приносящего. Итак, не медли сделаться щедрым, но будь им теперь, и по недостатку достойного не отказывай во всем»114.
   6. Не ленился ли трудиться в будние дни?
   Не забывай, что труд заповедан Господом: «шесть дней работай и делай в них все дела твои». На труд, и притом изнурительный, осудил Господь Адама после его падения, а следовательно, и все происшедшее от него человечество: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт. 3:19). «Бог наложил на человека изнурительные труды, ибо если и теперь, когда наложены на нас такие труды, мы грешим непрестанно, то на что не дерзали бы, если бы Бог дозволил нам предаваться бездействию?» — учит святитель Иоанн Златоуст115. Один мудрец сказал: «Как свежие воды, превратившись в стоячие, портятся, так точно души и тела человеческие портятся от праздности, которая есть поистине мать многих пороков».
   7. Употребляешь ли в праздники время на чтение слова Божия и духовных книг, на молитву, духовные размышления и на добрые дела?
   Праздники по заповеди Божией должно «святить», т.е. употреблять на дела святые и духовные, во славу Божию. К числу таких богоугодных занятий в дни праздничные, несомненно, принадлежит чтение Слова Божия и духовных книг, молитвы и размышления о Боге, о душе своей, о вечном спасении и совершение добрых дел.
   Будничная суета и житейские занятия не всем позволяют предаваться этим душеспасительным занятиям. Но душа христианина, надолго лишенная Слова Божия и молитвы, будет тосковать, потому что она не имеет духовной пищи. Помни, что «не одним хлебом будет жив человек» (Мф. 4:4), но и Словом Божиим и молитвой. Освеженный источником воды живой — Словом Божиим, подкрепленный молитвой, с которой приходит благодать Божия, человек делается чище, совершеннее и успешнее во всех своих делах. Размышление о своем высоком назначении для будущей жизни, о блаженстве праведников и вечных муках ада ободрит души труждающихся и обремененных в этой жизни, даст им силы переносить с терпением и даже радостью все скорби и вселит в души людей спасительный страх Божий, удерживающий человека от зла.
   И этих драгоценных плодов человек лишает себя, не пользуясь, как следует, праздничным отдыхом, избегая чтения духовных книг, молитвы и размышлений о своей душе и вечности! О человек, опомнись и приди в себя, пока время есть, пока ты жив!
   8. Любишь ли ты Святую Православную Церковь? Не предпочитаешь ли ей какие-либо инославные церкви, христианские общества и самочинные христианские собрания?
   «Церковь — наша Мать, ходатаица, питательница, просветительница, нежная попечительница, наша заступница и ограждение, наше очищение, освящение, истинное возвышение и утверждение, наша путеводительница, наше обожение, наша слава. Она, вместе с тем, и наш духовный воздух, благодаря которому существуют наши души. Православная Церковь превосходит все церкви неправославные, во-первых, своей истиной, своим Православием, соблюденным и завоеванным кровью апостолов, иерархов, мучеников, преподобных и всех святых; во-вторых, тем, что вернейшим образом руководит ко спасению, очищает, освящает, обновляет нас посредством иерархии, богослужения, Таинств, постов; в-третьих, тем, что наилучшим образом учит угождать Богу и спасать свою душу, наилучшим образом ведет к покаянию, исправлению, молитве, благодарению, славословию. Где есть такие молитвы, славословия, благодарения и прошения, такое чудное богослужение, как в Православной Церкви? Нигде»116.
   Мир, как море; а Церковь Божия посреди мира, как корабль в волнах; кормчий Ее — Сам Господь Иисус Христос. Не подражайте тем самонадеянным, которые хотят вне корабля спастись, но соблюдайте все предания Святой Церкви, как необходимые средства к достижению вечной жизни.

стр. 1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр. 6 стр. 7 стр. 8 стр. 9 стр. 10 стр. 11