Протоиерей Григорий Дьяченко. Вопросы на Исповеди по десяти Заповедям Божьим

стр. 1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр. 6 стр. 7 стр. 8 стр. 9 стр. 10 стр. 11

Вторая заповедь закона Божия

«Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и того, что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4—5).

   1. Не заражен ли ты, сын мой, страстью любостяжания или сребролюбия?
   Помни, что любостяжание есть как бы идолослужение, по выражению св. апостола Павла (см. Кол. 3:5). Он же называет сребролюбие корнем всякого беззакония (см. 1 Тим. 6:10). Знай, что «любящий земное более небесного лишится и небесного, и земного»92. Сребролюбцы — несчастнейшие люди и в этой, и в будущей жизни: здесь они — в беспрестанных заботах, трудах и беспокойстве, а там должны терпеть вечное мучение.
   Эта страсть врачуется следующими средствами:
   1) тем, чтобы «всем сердцем и всей душой иметь упование на Бога93 и 2) «если хочешь победить сребролюбие возлюби нестяжение и скудость»94.
   2. Не предаешься ли, возлюбленный мой, чревоугодию, сластолюбию, особенно пьянству?
   Слово Божие научает проводить воздержанную жизнь. «Смотрите же за собою, — говорит Господь, — чтобы сердца ваши не отягчались объядением, и пьянством, и заботами житейскими и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк. 21:34). «Пресыщением отягченное чрево, как гиря, висит под крылами духа и тянет к земле, так что при всех усилиях он более бьется о землю, нежели взлетает к небу», — говорит мудрый святитель Филарет, митрополит Московский. «Будем вести себя благочинно, не предаваясь пированию и пьянству» (Рим. 13:13), — учит св. апостол Павел. Он же наставляет: «Не обманывайтесь: ни пьяницы, ни злоречивые… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:10).
   Горе человеку от пьянства! Тысячи бедствий он испытывает и в земной жизни, расстраивая свое здоровье, сокращая свою жизнь, становясь, таким образом, самоубийцей, впадая в бедность и пороки, причиняя глубокую скорбь родным и знакомым и передавая порочные наклонности своим детям (о, не забывай, сын мой, этого никогда!); и в будущей жизни лишается вечного блаженства.
   Бегай, друг мой и брат мой, пьянства, как страшного яда, берегись его больше огня, страшись его, как западни диавола, через которую он уловляет к погибели христианские души и увлекает их на дно ада, на вечные страдания вместе с собой.
   Молитва к Господу о помощи, особенно молитва Иисусова, и чтение Слова Божия да будут врачеванием этой гибельной страсти. Опыт показал: эти средства многих спасли от пагубной привычки.
   3. Не страдаешь ли гордостью или честолюбием? Не превозносишься ли своими дарованиями, заслугами или добродетелями?
   Знай, что Бог ненавидит гордость. «Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказаным» (Притч. 16:5). «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). Помни, что «блаженны нищие духом» (Мф. 5:3), т.е. смиренные, вовсе чуждые гордости.
   Преподобный Антоний Великий, этот чудный учитель духовной жизни, пишет: «Все грехи мерзки пред Богом, но мерзостнее всех гордость».
   «Что превозносишься человек и поднимаешься выше облаков, будучи пыль и прах?» — учит святой подвижник95. Через гордость пал диавол, через нее лишились райского блаженства наши прародители, пожелавшие быть как боги и знать «добро и зло» (см. Быт. 3:5), через гордость христианин делается недостойным благодати Святого Духа, без которой он не способен ни на какое доброе дело.
   Вот средства, предлагаемые опытными в духовной жизни подвижниками против этой греховной болезни:
   1) «Если хочешь победить гордыню, подвизаясь, не говори, что делаешь это своим трудом или своим мужеством. Но если постишься, если пребываешь во бдении, если молишься, если на земле лежишь, если поешь, если служишь, если поклонов много творишь, говори, что подвиг не от моего прилежания, но от Божией помощи и заступления»96.
   2) «Истреби в себе две мысли: не признавай себя достойным чего-либо великого и не думай, что другой человек может быть многим ниже тебя по достоинству»97.
   3) «Когда придет тебе в голову безрассудная мысль — сосчитать какие-либо добрые дела свои, тотчас же исправь эту ошибку и скорее считай свои грехи, свои непрерывные, бесчисленные оскорбления Всеблагого и Праведного Владыки и найдешь, что их у тебя как песку морского, а добродетелей, по сравнению с ними, все равно, что нет».98
   4. Не согрешил ли ты лицемерием, т. е. не казался ли ты, ради приобретения славы от людей, благочестивым, не имея истинного благочестия в душе?
   Господь давно обличил наружное благочестие людей, которые устами, но не сердцем чтили Бога. Он сказал про таких: «тщетно чтут Меня» (Мф. 15:8, 9). Бог не только не услышит их, но воспылает на них праведным гневом. В Новом Завете Господь наш Иисус Христос обличал книжников и фарисеев, предсказывая им тяжкое наказание за лицемерие (см. Мф. 23:13 — 39).
   «Нет пользы и от благотворительности, о которой трубят трубою; нет выгоды и от поста, о котором всем разглашают: что делается напоказ, то не приносит плода, но ограничивается людскою похвалою»99.
   Господь наш Иисус Христос, даровавший нам действенные средства против всех недугов наших, телесных и душевных, заповедует нам врачевать страсть лицемерия в самом ее начале — в тщеславии. Тщеславие алчет и жаждет славы человеческой — Господь повелел отнять у тщеславия его пищу и питье, человеческую похвалу, тщательно укрывать все добрые дела от взоров человеческих, повелел все добрые дела, самую любовь к ближним, приносить всецело в жертву единому Богу100.
   5. Не считал ли идолопоклонством поклонение св. иконам? Носишь ли на себе крест Христов — орудие нашего спасения?
   Святитель Афанасий Великий говорит: «Мы, верные, поклоняемся иконам не как богам, как то делают язычники, — да не будет! — но только выражаем расположение и любовь души нашей к изображенному на иконе. Посему часто, если изображение сотрется, то, что прежде было иконою, мы сжигаем, как простое дерево. Посему как Иаков пред своей кончиной поклонился на верх жезла Иосифа (см. Евр. 11:21), не самый жезл почитая, но того, кто держал его, так и мы, верные, почитаем иконы не по какой-либо иной причине, как только для того, чтобы выразить любовь нашу к тем святым лицам, которые изображены на них, целуя их так же, как целуем детей своих; кланяемся им так же, как иудеи поклонялись некогда скрижалям закона и двум золотым изваянным Херувимам, не естество золота или камня почитая, но Господа, повелевшего это делать»101.

стр. 1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр. 6 стр. 7 стр. 8 стр. 9 стр. 10 стр. 11