О посте перед Причастием

Святые отцы о посте перед Причастием

 

Св. Иоанн Златоуст.  «Возрадуемся и возвеселимся вонь, трапеза исполнена. Агнец предлежит, никто же да изыдет алчай… Постившиеся и не постившиеся, придите, исполнитесь пищи… Не постящийся, когда приобщается Причастия, если с чистой совестью приступит, тогда и совершает Пасху – будь то сегодня, будь то завтра, будь то в любой день. Ибо подготовка оценивается не наблюдением времен, а чистой совестью». Против иудеев. Слово 3. Т.1. Кн.2

Св. Праведный Иоанн Кронштадтский. Нам, христианам, как новым людям, заповедан пост, поэтому мы не должны много заботиться о питании чрева, излишества в пище и питье, о лакомствах, потому что все это препятствует достижению Небесного Царствия. Наш долг приготовляться к небесной жизни и заботиться о духовной пище, а духовная пища есть пост, молитва, чтение Слова Божия, особенно же Причастие Святых Тайн. Когда мы не радеем о посте и молитве, тогда преисполнены всяких грехов и страстей, когда же питаемся духовной пищей, тогда очищаемся от них и украшаемся смирением, кротостью, терпением, взаимной любовью, чистотой душевной и телесной. 

Свт. Феофан Затворник. Нигде не писано без особой нужды брать на себя слишком большой пост. Пост — внешнее дело. Его надо предпринимать по требованию внутренней жизни. Для вас какая нужда в таком чрезмерном пощении? И так понемногу кушаете. Ту меру, которую установили уже, можно бы и в пост держать. И то у вас постоянно великий пост. А тут еще целые дни проводить без пищи?! Можно бы и это, в ту неделю, когда готовились причащаться Св. Таин. Весь-то пост так себя томить для чего? И положили бы каждый день кушать понемногу.

 

Из определения Архиерейского Собора  Русской Православной Церкви «Об участии верных в Евхаристии» 

 

    1. Практика приуготовительного поста регулируется аскетической традицией Церкви. Пост в форме воздержания от скоромной пищи и удаления от развлечений, сопровождаемый усердной молитвой и покаянием, традиционно предваряет Причащение Святых Тайн. Продолжительность и мера поста перед Святым Причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни. В частности, при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, а для женщин — при беременности и кормлении пост может быть сокращен, облегчен или отменен. Это же касается и христиан, на временной или постоянной основе пребывающих в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения).

 

    Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед Причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна Причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника. Требования подготовки ко Святому Причащению, адресованные к часто причащающимся мирянам, относятся и к священнослужителям.

 

    Особый случай в отношении практики подготовки ко Святому Причащению составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные Литургии всех дней Светлой седмицы: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся» (66-е правило Трулльского Собора).

    Из этого правила ясно следует, что миряне призываются Причащаться на Литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко Святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко Причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития.

 

    2. От приуготовительного поста следует отличать евхаристический пост в строгом смысле слова — полное воздержание от пищи и питья с полуночи до Святого Причащения. Этот пост канонически обязателен (см. выше 41-е [50-е] правило Карфагенского Собора). При этом требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете),и к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин.

 

   Каноническое право предписывает воздерживаться в период подготовки ко Святому Причащению от супружеского общения. 5 правило Тимофея Александрийского говорит о воздержании накануне Причастия. 

 

   Христиан, подверженных вредной привычке табакокурения, Церковь призывает отказаться от нее. Тем, кто не имеет пока для этого сил, надлежит воздерживаться от курения с полуночи, а по возможности — и с вечера в канун Причащения.

 

  Поскольку Литургия Преждеосвященных Даров согласно Уставу соединена с вечерней, совершение ее в вечернее время является уставной нормой (впрочем, на практике эта Литургия обычно совершается утром). В соответствии с постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года, «при совершении Божественной Литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее 6 часов, однако воздержание перед Причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость».

  На не менее чем шестичасовую норму воздержания следует также ориентироваться при подготовке к Причащению за Божественной Литургией, совершаемой ночью (к примеру, в праздники Святой Пасхи и Рождества Христова).

 

Митрополит Иларион (Алфеев). «Как часто должно причащаться». «Пост перед причащением является благочестивой традицией Русской Церкви, и он необходим для тех, кто причащается редко, так как заставляет их в дни говения углубиться в себя и подумать о грехах. Что же касается людей, стремящихся причащаться каждое воскресенье или чаще, к ним применяются менее строгие правила. Есть, кроме того, немало праздничных дней, когда пост противоречит самой идее праздника».

Марк, епископ Егорьевский, заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии. Традиция трехдневного поста.  «Традиция трехдневного поста идет от традиции синодального периода, когда причащались один-два раза раз в год. В этой ситуации нормально и очень хорошо, если человек перед причастием попостится 3 дня. Сегодня, как правило, духовники и священники рекомендуют причащаться гораздо чаще. Получается некое противоречие: люди, которые хотят причащаться часто, обрекают себя на почти постоянный пост по четвергам и субботам, что становится для многих непосильным подвигом. Если мы и в дальнейшем не будем относиться к этому вопросу с рассуждением, то это будет оказывать свое отрицательное воздействие на духовную жизнь нашей Церкви.» 

Игумен Петр (Мещеринов). «Чашу Жизни вкусите». «Телесный пост перед Причастием — это еще одна традиция Русской Церкви, связанная с редким причащением. Типикон указывает на недельное говение перед причастием. Очевидно, что это норма для причащающихся раз в год и реже; для часто причащающихся (раз в неделю и чаще) телесного поста нет. К сожалению, последней практике следуют в наше время лишь священнослужители и некоторые из благочестивых мирян. Подчеркнем, что телесный пост – это не сама цель, а всего лишь средство для ведения более сосредоточенной духовной жизни».

Иеромонах Николай (Афонский). Проповедь «Святое Причащение», 1998. «Общаясь с паломниками я понял, что духовники в большинстве своем не благословляют причащаться по воскресениям, ссылаясь на Апостольское Правило 64-е, которое запрещает по субботам, кроме Великой субботы и по воскресениям поститься. А поэтому раз не постились, то и не причащайтесь. Но так ли это? Дорогие мои отцы-духовники, дорогие игуменьи. Просмотрите все церковные каноны и вы нигде не найдете, чтобы Церковь обязывала особые посты перед Причастием. Есть только те посты которые учредила Мать Церковь, т.е. среда, пятница и все посты года о которых все верующие знают. В I-е века христиане причащались на вечерях, во время еды или же после еды, которые назывались Агапии. Так же сам Спаситель наш не преподал святое это Таинство после трехдневного поста, но после вечерней трапезы о чем мы читаем во Святом Евангелии. Как известно I-е христиане причащались за каждой Божественной Литургией каждый день, впрочем как и нам сейчас следовало бы поступать. Когда же они постились? А постились они тогда когда повелевала Церковь, т.е. среда, пятница и посты года. Святой Иероним, например говорит, что христиане Рима в его время причащались каждый день. Раз они причащались каждый день то, что же постились тоже каждый день? Святитель Василий Великий говорит, что христиане Каподокийской, его епархии причащались четыре раза в неделю, а монахи – каждый день, имея при себе Святые Дары. Что же они постились всю свою жизнь, даже вопреки 64-му апостольскому Правилу? Конечно же нет. Спрошу и вас отцы духовники: «Вы поститесь по субботам, чтобы причаститься в воскресение»? Нет. А почему? Да потому, что нет такого церковного правила, которое повелевало бы вам поститься. Может есть такое правило, которое бы гласило, что священники могут причащаться без поста, а вот мирские обязаны поститься и тогда только причащаться? Напрашивается вывод, если грешно не держать поста перед причастием, то обязаны были бы, во-первых, соблюдать это служащие клирики и не вкушать скоромной пищи, даже на Пасху. Если же допустим, что священники не согрешают тем, что вкушают на кануне причащения скоромную пищу, то тогда священники не согрешают по этой логике, если будут даже и воровать, и пить, и прочие грехи творить, ибо они священники, а мирские грешат делая тоже, что и они. Итак то, что в данном случае не грешно для клириков, то стало быть не грешно и для мирских. Да к тому же святитель Иоанн Златоуст говорил, что во время Причастия и священник и миряне равны и ничем не отличаются ибо вкушают Агнца Божьего, одного и того же, вземлющего грехи мира. 
Верующие которые соблюдают посты указанные Церковью постятся: среда, пятница и остальные посты года. Если сосчитать получается приблизительно 230 дней в году. А монашествующие еще постятся и по понедельникам. И те которые часто причащаются и желают причаститься, должны “отпоститься” и остальные дни года? Как часто надо приобщаться Святых Христовых Таинств? По мнению св. Иоанна Златоуста, — чем чаще, тем лучше, но с одним условием приступать всегда с искренним раскаяньем в своих грехах и с чистой совестью. Как видите св. Иоанна Златоуста не требует трехдневного поста от своих духовных чад, а смиренного и кроткого сердца, очищенного покаянием от грехов. Вы можете сказать, есть придание старцев и мы их придерживаемся и поэтому так редко причащаемся и постимся перед причастием. Что то уж много преданий развелось у нас на Руси Святой. Многие современные иуды отступившие от Христа в расколы и ереси тоже действуют по преданию своих старцев. Хороши предания старцев, но если они согласны с учением нашей Матери Церкви и святых Отцов, а если нет то надо поступать так, как повелевает Церковь».