Протоиерей Григорий Дьяченко. Вопросы на Исповеди по десяти Заповедям Божьим

стр. 1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр. 6 стр. 7 стр. 8 стр. 9 стр. 10 стр. 11

Пятая заповедь закона Божия

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. 20:12).

   1. Не согрешил ли ты когда-либо непочтительностью к родителям? Не оскорбил ли их непослушанием, дерзким словом? Не оставил ли их без помощи?
   Помни, что крайне тяжкий грех — не почитать родителей. За почитание родителей Господь обещает два великих блага: долгоденствие и благоденствие, а за неуважение к отцу и матери отнимает эти два драгоценные блага: непочтительные дети нередко испытывают всякого рода бедствия и очень рано умирают.
    «Проклят злословящий отца своего или мать свою» (Втор. 27:16). По закону Моисееву детям, оскорбившим своих родителей, назначалась смертная казнь! «Кто злословит отца своего или мать свою, того должно предать смерти» (Исх. 21:17).
   «Всякое почтение, — говорит святитель Тихон Задонский, — оказывай родившим тебя, чтобы было тебе хорошо. Родители твои — это великие благодетели твои: оказывай им свою достойную благодарность. Поминай болезни и труды их, ради твоего воспитания подъятые, и будь им за то благодарен; знай точно, что ничем за благодеяние их, тебе оказанное, воздать не можешь».
   2. Всегда ли сохранял в душе твоей беспредельную сыновнюю любовь к Богом венчанному Царю твоему? Не дерзал ли, хоть мысленно, осуждать его жизнь и его действия? Молишься ли за него Богу?
   Твердо знай, что царская власть поставлена Богом для благоденствия народов: «Каждому народу Он поставил вождя» (Сир. 17:14). «Мною Цари царствуют и повелители узаконивают правду» (Прит. 8:15). «Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его, кому хочет» (Дан.4:14).
   Царь — лицо священное. Господь говорит: «Не прикасайтесь к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла» (Пс. 104:15). Помни, что кто противится царской власти, тот «противится Божиему постановлению, а противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13:2).
   3. Любишь ли ты, брат мой, свое отечество?
   Чувство любви к родине, или патриотизм составляет одно из самых высоких и благороднейших явлений человеческой природы. История украшает свои лучшие страницы примерами патриотических подвигов.
   В самом Священном Писании подвиги патриотизма изображаются рядом с величайшими подвигами веры. Величайшие представители ветхозаветного мира — Моисей, Иисус Навин, Самуил, Давид, Илия, Елисей, Исайя, Иеремия, Даниил, Ездра, Зоровавель, Неемия, братья Маккавеи, великие ветхозаветные жены — Мариам, Деввора, Эсфирь и Юдифь представляют нам образцы высокого патриотизма.
   В некоторых святых пламенные порывы патриотизма до того возвышались, что они готовы были из любви к своему народу не только пожертвовать всеми благами временной жизни, но, если бы то было возможно пред судом высочайшего правосудия Божия, самым вечным спасением своим, самым Божиим благоволением к ним. Святой пророк Моисей умолял Бога лучше изгладить его из Книги жизни, но не лишать Божия благоволения избранный народ (см. Исх. 32:32); св. апостол Павел со скорбью говорил, что он желал бы сам быть отлученным от Христа из-за любви к братии своей, роду израильскому (см. Рим. 9:3).
   Сам Господь наш Иисус Христос, явившийся на земле как Истинный Бог и истинный Человек, со всеми человеческими свойствами и стремлениями, кроме греховных, и показавший нам в Своей жизни высокие образцы послушания сыновнего (см. Лк. 2:44 — 49), любви дружеской (см. Ин. 11:3, 33—36), вместе с тем показал нам и пример любви к народу Своему. Он хотя послан был возвестить Евангелие царствия Божия всем людям, но прежде всего «пришел к Своим» (см. Ин. 1:11), «к овцам погибшим дома Израилева» (Мф. 15:24), и им первым возвестил тайны царствия Божия и старался собрать их около Себя, «как птица собирает птенцов под крылья свои» (Мф. 23:37—39). Когда же они этого не восхотели, не приняли Его, возненавидели, хотели убить, Он скорбел и плакал об их ослеплении и предуготовляемой ими для самих себя гибели (см. Лк. 19:41—44).
   Так, любовь к своему народу составляет в нас не только привязанность естественную, но и чувство высоконравственное, добродетель христианскую.
   4. Не согрешил ли ты непочитанием начальников гражданских: не роптал ли на них, не порицал ли их, не пересуживал ли их действия?
   Вспомни, сын мой, что сказано в Слове Божием: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1).
   Возмущаясь против земной власти, мы возмущаемся против Власти Небесной. Святитель Иоанн Златоуст так наставляет почитать начальников всякого рода: «Уничтожь судилища, и уничтожишь всякий порядок в нашей жизни; удали с корабля кормчего, и потопишь судно; отними вождя у войска, и предашь воинов в плен неприятелям. Итак, должно воссылать великую благодарность Богу за то, что есть цари, и за то, что есть судьи. Имея попечение о благоустройстве людей, чтобы многие из них не жили бессмысленнее зверей, Бог учредил власть начальников и царей как бы бразды для управления колесницей и кормило для управления кораблем»117.
   5. Не согрешил ли ты непочтительностью к пастырям Церкви?
   Да будет известно тебе, что пастырь Церкви есть служитель Божий, Духом Святым поставленный в Церкви пасти стадо Божие. «Знаете ли вы, — спрашивает святитель Иоанн Златоуст, — кто есть священник?» — и отвечает: «Ангел Господень»118. А «посему и почитать пастырей, — говорит он, — должно больше, чем родителей»119, ибо «они служители Христовы на земле, и кто почитает их, тот почитает Христа»120.
   «Они-то те самые, — говорит тот же Святой Отец в другом месте, — которым препоручено рождать духовно и воссозидать Крещением. Через них-то мы облекаемся во Христа, соединяемся с Сыном Божиим, соделываемся членами этой блаженной Главы»121.
   6. Не допустил ли когда-либо неуважения к старшим по возрасту?
   Тяжко грешат те люди, которые не хотят почтить старость, вопреки ясному учению Слова Божия: «Пред лицом седого встань, и почитай лицо старца, да убоишься Господа Бога твоего» (Лев. 19:32). Правда, есть между старцами и такие, которых должны удерживать от каких-либо непохвальных действий люди молодые. Но и по отношению к ним нужно быть кроткими, вежливыми и снисходительными. «Старца не укоряй, но увещевай, как отца, …стариц — как матерей» (1 Тим 5:1—2), — наставляет св. апостол Павел.
   7. Не обращался ли когда-либо несправедливо, грубо и сурово с прислугой? Не притеснял ли ее платой за труд?
    «Горе тому, кто строит дом свой неправдой и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего работать даром и не отдает ему платы его» (Иер. 22:13). Еще по закону ветхозаветному предписывается, чтобы «плата наемника» не оставалась у хозяина «до утра» (Лев. 19:13).
   Христиане тем более должны заботиться о слугах, являющихся нашими братьями во Христе. Святой апостол Павел учит, чтобы господа относились к своим слугам в страхе Божием, «умеряя строгость, зная что… и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия» (Еф. 6:9).
   8. Не допускал ли ты ропота по отношению к тем, кому служишь? Не позволял ли себе небрежности при исполнении своих обязанностей?
   Никогда не забывай, сын мой, что, служа своему господину или хозяину, ты служишь Самому Иисусу Христу, Которому дашь некогда отчет во всем (см. Еф. 6:5; 1 Тим. 6:1, 2; 1 Пет. 2:18—19); что ты не лишишься награды от Господа за свои труды и верность, и она будет тем большей, чем несправедливее к тебе относились господа и чем безропотнее ты служил им.
   Взирай на пример Господа нашего Иисуса Христа, Который, «обнищав нас ради» (2 Кор. 8:9), Сам охотно служил другим, не стыдился умыть ноги учениками, и, наконец, добровольно отдал Себя за спасение мира на крестные страдания и смерть.
   9. Заботишься ли о воспитании своих детей? Приучаешь ли их к добродетелям: послушанию, любви к правде, молитве, трудолюбию? Внушаешь ли им любовь к Богу, ближним и Церкви Божией с ее спасительными Таинствами? Обуздываешь ли дурной характер детей разумными мерами наказания, соединенными с кротостью и справедливостью? Не подаешь ли им дурной пример своей жизнью?
   В Слове Божием, сказано: «Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4). «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Прит. 22:6). «Юного отрока можно уподобить доске, приготовленной для изображения картины: что живописец изобразит — доброе или худое, святое или грешное, — то и останется. Так и дитя: к каким правилам приучить его, с теми он и жить будет»122.
   Строгое наказание ожидает родителей за небрежное отношение к делу воспитания своих детей. Святитель Иоанн Златоуст, приводя пример строгого наказания Божия, постигшего первосвященника Илия за то, что он знал о дурном поведении своих детей и не обуздывал их, говорит: «Родители, которые пренебрегают христианским воспитанием своих детей, беззаконнее детоубийц; ибо детоубийцы тело от души разлучают, а они душу и тело ввергают в геенну огненную»123.
   10. Молишься ли ты, родитель, за детей своих Богу? Просишь ли у Господа благодатной помощи в том, чтобы воспитать их в благочестии и страхе Божием, чтобы они сделались полезными гражданами своего отечества, добрыми детьми, способными утешать тебя в старости, помогать в твоей немощи, и послушными сынами Святой Матери Церкви?
   Не забывай, возлюбленный во Христе брат, что дело воспитания детей, которых при всем старании не всегда можешь оградить от многих дурных примеров, столь трудно, что одна только благодатная помощь Божия, испрашиваемая в усердной молитве, может помочь тебе в этом. Твоя молитва о детях, а именно о том, чтобы они были добрыми и благочестивыми, — но не о том, конечно, чтобы они были богатыми и знатными, — несомненно, будет угодна Богу. Он найдет тысячи средств умудрить тебя в важном деле воспитания детей через просвещение ли твоего разума или через добрых и благочестивых людей.
   Проси Его усердно об этом — и дано будет тебе, ищи — и найдешь, стучи в двери милосердия Божия — и откроют тебе (см. Мф. 7:7). Помни, что дети плохие, плохо воспитанные, могут разбить всю твою жизнь и преждевременно свести тебя в могилу. Кроме того, за нравственную гибель их ты же будешь отвечать перед Богом. Поэтому усердно молись Богу, Источнику разума и добра, о своих детях, и Он дарует тебе все необходимое для доброго воспитания твоих детей.
   Даже испорченных детей, если родители молятся об их обращении, Господь исправляет. Вот пример: мать блаженного Августина — этого великого впоследствии учителя западной Церкви — долго молилась об обращении его на путь истины, когда он утопал в нечестии. Молитва матери была наконец услышана: ее сын обратился к Богу, принял монашество, стал вести истинно благочестивую жизнь, был рукоположен во епископа и стал великим учителем Церкви; его превосходные творения и ныне пользуются уважением.

стр. 1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр. 6 стр. 7 стр. 8 стр. 9 стр. 10 стр. 11