Наставления для подготовки к Причастию

Митрополит Иларион Алфеев, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата  (1966). О Евхаристии.

Практика редкого причащения, только по большим праздникам или в посты, а то и раз в год, возникла по мере ослабления в Церкви духа евхаристического благочестия, когда одни стали избегать причащения из чувства собственного недостоинства (как будто, причащаясь редко они становились более достойными), а для других причащение превратилось в формальность – «религиозный долг», который надо исполнить. Так, например, в России прошлого века каждый человек обязан был причаститься раз в год для удостоверения в своей религиозности и благонадежности; если кто хотел причащаться чаще, его могли заподозрить в ереси. 

 

Протопресвитер Александр Шмеман, богослов, автор ряда книг (1921-1983). Значение приготовления к Причастию.

Обычно мы читаем приготовительные молитвы непосредственно перед причастием, а благодарственные молитвы непременно после, и, по их прочтении, просто возвращаемся к нашей обычной «мирской» жизни. Но что мешает нам читать одну или несколько благодарственных молитв в течение первых дней после воскресной Евхаристии, а приготовительные молитвы ко Св. Причащению в течение второй половины недели, вводя, таким образом, осознание Таинства в нашу повседневную жизнь, обращая все к принятию Святых Даров?

 

   Александр Боженов, Председатель Правления Добровольческого движения «Даниловцы» (1975). Памятка желающему причаститься.

Дисциплинарные условия не должны перекрывать собою сущностные и становится своеобразным «билетом» на Причастие. Радость встречи со Христом в Евхаристии не должна затмеваться или омрачаться невозможностью исполнить предписываемую внешнюю традицию в полноте, главное это внутренняя подготовка сердца христианина к принятию Спасителя.