Наставления для подготовки к Причастию

Свт. Иоанн Златоуст (ок. 347-407). Как следует приступать к таинственной трапезе

«…это таинство делает для тебя землю небом. Раскрой же врата неба и взгляни на них – на врата даже не неба, но неба небес… покажу тебе не ангелов, не архангелов, не небо и небеса небес, но самого Владыку их. Видишь ли, как ценнейшее из всего открыто для тебя на земле? И ты не только видишь, но и касаешься, и не только касаешься, но и вкушаешь».

 

Митрополит Иларион Алфеев (1966), Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. О Евхаристии.

             Практика редкого причащения, только по большим праздникам или в посты, а то и раз в год, возникла по мере ослабления в Церкви духа евхаристического благочестия, когда одни стали избегать причащения из чувства собственного недостоинства (как будто, причащаясь редко они становились более достойными), а для других причащение превратилось в формальность – «религиозный долг», который надо исполнить. Так, например, в России прошлого века каждый человек обязан был причаститься раз в год для удостоверения в своей религиозности и благонадежности; если кто хотел причащаться чаще, его могли заподозрить в ереси. 

 

Протопресвитер Александр Шмеман (1921-1983), богослов, автор ряда книг. Значение приготовления к Причастию

         Обычно мы читаем приготовительные молитвы непосредственно перед причастием, а благодарственные молитвы непременно после, и, по их прочтении, просто возвращаемся к нашей обычной «мирской» жизни. Но что мешает нам читать одну или несколько благодарственных молитв в течение первых дней после воскресной Евхаристии, а приготовительные молитвы ко Св. Причащению в течение второй половины недели, вводя, таким образом, осознание Таинства в нашу повседневную жизнь, обращая все к принятию Святых Даров?

 

   Александр Боженов (1975), Председатель Правления Добровольческого движения «Даниловцы» . Памятка желающему причаститься.

           Дисциплинарные условия не должны перекрывать собою сущностные и становится своеобразным «билетом» на Причастие. Радость встречи со Христом в Евхаристии не должна затмеваться или омрачаться невозможностью исполнить предписываемую внешнюю традицию в полноте, главное это внутренняя подготовка сердца христианина к принятию Спасителя.