Тематические сайты, по благословению епископа Новокузнецкого и Таштагольского Владимира:

Соборование.РФ     Молитва.РФ      Пост.РФ     Война со страстями.РФ     Смерть поминовение.Рф     Епархия НВК


Епископ Александр (Милеант) «Причастие — мощный источник духовного обновления и внутренних сил для верующего»

Епископ Александр (Милеант) (1938 — 2005),  епископ Русской Православной Церкви заграницей, епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский, православный богослов, миссионер, духовный писатель.

Целью нашей жизни является духовное обновление. Оно осуществляется не только нашими усилиями, но, в особенности, нашим таинственным соединением с Богочеловеком Иисусом Христом – источником жизни. Таинство, в котором это соединение осуществляется, именуется Причащением, и происходит оно во время божественной Литургии, где хлеб и вино в чаше становятся истинным Телом и Кровию Господа нашего Иисуса Христа.

Необходимость соединения верующих с Собой Господь раскрыл в беседе о Виноградной Лозе: «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть Лоза, а вы – ветви. Кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:46). Еще явственнее Он раскрыл необходимость причащения в Своей беседе о Хлебе Небесном: «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, а кровь Моя истинно есть питье. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53–56).

Сам же способ совершения этого таинства Господь Иисус Христос установил на Тайной Вечери – накануне Своих крестных страданий. Впервые лично совершая его, Господь взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». Потом, взяв чашу и возблагодарив, подал её апостолам, говоря: «Пейте от нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26–28Мк. 14:22–24Лк. 22:19–241Кор. 11:23–25).

Причастив апостолов, Господь заповедал им: «Сие творите в Мое воспоминание», – т.е. постоянно совершайте это, вспоминая Меня и все то, что Я сделал для спасения людей. Согласно этому повелению, таинство Причащения постоянно совершается в Церкви и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино силой и действием Духа Святого прелагаются, или пресуществляются в истинное Тело и в истинную Кровь Христову. Таинство причащения еще называется евхаристией, что по-гречески значит «благодарение», так как благодарение Бога составляет главное содержание молитв этого богослужения.

Первые христиане причащались каждый воскресный день, который тогда назывался «день Господень». Однако со временем усердие христиан стало падать, что, конечно, очень печально, потому что соединение с Господом является мощным источником духовного обновления и внутренних сил для верующего.

Однако, более частое причащение не должно служить поводом к потере благоговения к этому величайшему Таинству. К нему следует всегда подходить с соответствующей подготовкой: очищением совести от грехов, молитвой и духовной собранностью.

Хлеб для Причащения употребляется один, так как все верующие во Христа, составляют одно тело Его, глава которого есть Сам Христос. «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба», – говорит апостол Павел (1Кор. 10:17). Само наименование хлеба в Евангелии – артос – говорит о том, что это не опресноки (маца), а именно хлеб, приготовленный на дрожжах. Вино для Причащения должно быть темно-красное, напоминающее кровь.

Подготовление к Причащению обычно продолжается несколько дней и касается, как телесной, так и духовной жизни человека. В периоды говения, которые обычно происходят во время многодневных постов (Великого, Рождественского, Апостольского и Успенского), следует воздерживаться от скоромной пищи (мясных и молочных продуктов), от физических удовольствий и всяких излишеств, стараясь пребывать в молитвенном общении с Богом. По мере возможности надо стараться посещать храмовые богослужения.

Когда говение происходит вне установленных Церковью постов, то христианин должен, по крайне мере, соблюдать постные дни – среды и пятницы – и опять же в течение нескольких дней воздерживаться от излишеств и физических удовольствий. Христианин должен усугубить свою молитву, читать книги духовного содержания, размышлять о Боге и стараться пребывать в общении с Ним. Перед Причащением необходимо покаяться в своих согрешениях и исповедаться перед духовником, чтобы приготовить свою душу к достойному принятию великого Гостя.

В канун Причащения, кроме вечерних молитв, следует прочитать дома канон ко Святому Причащению. Духовенство и наиболее усердные из мирян читают еще канон ко Спасителю, или покаянный канон, каноны Пресвятой Богородице и Ангелу-хранителю. После полуночи не разрешается ни есть, ни пить (и, конечно, не курить). Утром в день Причащения после утренних молитв следует прочесть молитвы ко Святому Причащению. После причащения следует прочесть благодарственные молитвы, напечатанные в молитвеннике.

Источник: епископ Александр (Милеант) «Таинства Церкви»