Митрополит Владимир (Иким) «Об ответственности приступающих к Причащению»


Митрополит Владимир (Иким) (1940), епископ Русской Православной Церкви, митрополит Омский и Таврический, писатель, проповедник.

«Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию,
смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11, 26)

 

В Великий Четверг, благословенный день Святой Трапезы Господней, мы слышим с вами вдохновенные строки Первого послания апостола Павла к коринфянам (см. 11, 23 32), в которых верный последователь Христов говорит о важности достойного причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.

Строки этого послания необыкновенно интересны для нас, поскольку, с одной стороны, они повествуют о Тайной вечере Господней и, с другой стороны, что особенно важно, содержат первую запись слов Господа нашего Иисуса Христа, установившего для всех Своих последователей таинство Святого Причащения. Ведь известно, что Послание апостола Павла к коринфянам было написано до создания самого раннего Евангелия.

Почему же апостол Павел напоминает христианам Коринфа об установлении таинства Евхаристии? Со временем они стали забывать великое значение вечери любви, превратив ее в простой ужин, упиваясь и объедаясь. Чтобы пробудить в них чувство стыда, апостол напоминает: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.

Первоверховный Павел говорит, что Причащение Святых Христовых Таин есть святое таинство Церкви, которое дано нам непосредственно от Господа нашего Иисуса Христа. Апостол подчеркивает: от Самого Господа принял то. Как должно понимать это высказывание? Ведь мы знаем, что он не был непосредственным свидетелем Тайной вечери. Если бы апостолу Павлу рассказали о ней другие апостолы, то он так бы об этом и написал, для чего надо было говорить: я принял. Разумеется, употребляя личное местоимение, апостол указывает на действительно имевшее место откровение от Господа, которое было ему.

Сие есть Тело Мое, за вас ломимое, – говорит Господь.

Тело Христово опять и опять преломляется за всех нас. И только по снисхождению к человеческой немощи, по неизреченной любви Господней истинная Плоть Господа подается нам в таинстве Святого Причащения под видом хлеба, так же, как и истинная Пречистая Кровь Спасителя – под видом вина. Но это не значит, что мы принимаем в себя простые хлеб и вино. Мы принимаем Самого Господа, Который, войдя в нас, становится с нами единым целым, очищает и освящает каждого причастника. Вот почему слова сие творите в Мое воспоминание имеют для нас особое значение. Душу Свою положил за род человеческий Господь наш Иисус Христос. Так неужели мы сможем об этом когда-нибудь забыть?! Кроме того, слова эти чрезвычайно важны как повеление Сына Божиего совершать таинство Евхаристии постоянно, во все времена. В этом обращении призыв Господа не только к ближайшим ученикам Его, но и ко всем христианам.

Для неверующего человека непонятен страх и благоговение, с которым христиане вкушают Святые Дары. Но для того, кто с очищенной истинным покаянием душой, с верою и любовью приступает ко Святой Чаше, причастие является не только возможностью воспомянуть Господа Иисуса Христа, но и ощутить Его присутствие в непосредственном единении с Ним.

Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, – говорит Господь.

Ветхий завет, заключенный между Богом и еврейским народом на горе Синай, тоже основывался на жертвенной крови, которой Моисей окропил людей в очищение и освящение. Бог давал людям заповеди, основанные на законе, приблизил к Себе народ Израиля, избрал его из прочих народов при условии соблюдения Его закона. Таким образом, отношения между Богом и человеком подкреплялись не любовью к Богу, а извечным страхом нарушения Божественного закона. А Новый Завет основывается через пролитие Крови Сына Божия. Господь открывает людям иные отношения, в основе которых лежит не закон, а любовь, соучастие, сострадание, милосердие. Вот что предлагается теперь людям! В Ветхом Завете человек приходил к Богу как покорный раб, в Новом Завете – как любимое чадо. Какая милость дана нам, братья и сестры, – быть детьми Божиими, называть Самого Бога нашим Отцом Небесным!

Из существа Евхаристии, из важности и значения ее в жизни христиан апостол Павел делает заключение о высокой ответственности приступающих ко Святой Чаше: Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Осуждение есть наказание, налагаемое Богом за недостойное и неблагоговейное отношение к святому таинству. Подвергнуться такому осуждению может всякий, кто не рассуждает о Теле Господнем.

По апостолу Павлу, Тело Господне также означает всю Церковь Христову. Поэтому фраза не рассуждая о Теле Господнем может также означать и то, что принимает Святые Дары недостойно тот, кто согрешил против братьев своих, в ком кипит ненависть, зависть, злоба, осуждение, горечь. Находящийся в разногласии со своими братьями во Христе, имеющий презрение к другим людям неугоден в очах Божиих. И такой человек причащается не во благо и исцеление души и тела, а в суд и осуждение. Апостол Павел делает вывод, что несчастья, постигшие Коринфскую Церковь, не случайны, а есть следствие разделения, разногласия и недостойного участия в таинстве Евхаристии.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Если бы Причастие было открыто только для праведников и людей идеальных, то не многие бы могли подойти ко Святой Чаше. Нет, не закрыт путь ко Христу для кающегося грешника. Кто любит Бога и ближних своих, кто старается жить по заповедям Божиим, тот хоть и падает во грехах, но всякий раз покаянием поднимается, встает и, умиротворенный, примирившийся со всеми в очищенной душе своей, благоговейно и трепетно идет навстречу Господу, чтобы соединиться с Ним в таинстве Святого Причащения.

Святитель Димитрий Ростовский пишет: «Бог тебе не враг, а врач – исцелить тебя, а не погубить хочет. Зачем же избегаешь Его Божественной Чаши? Лучше тебе, приняв духовное лечение, исцелиться, чем, избегая лечения, в большие греховные болезни впасть и погибнуть».

А преподобный авва Исаия поучает: «Причащение – это такой дар, который соединяет нас с Богом».

Митрополит Владимир (Иким) из книги «Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной. Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению)».