Епископ Владимир Агибалов «О подготовке ко Причастию»

Причастие – это принятие христианином тела и крови Иисуса Христа. Это не символ. Это настоящие тело и кровь. Откуда они берутся? Перед тем как Христа распяли, Он собрал своих учеников на Тайную Вечерю. «Вечеря» — на старославянском языке значит «ужин». А тайным этот ужин был по двум причинам: потому что Христа искали, чтобы Его арестовать и убить, и Он был вынужден встречаться с учениками тайно, а также, потому что на этой вечере впервые совершилось таинственное превращение хлеба и вина в тело и кровь Иисуса Христа.

Спаситель взял хлеб, благословил, преломил его и сказал: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». Потом благословил чашу вина со словами: «пийте от нея вси: сия бо есть Кровь Моя, новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов», а потом добавил: «сие творите в Мое воспоминание».

И вот уже почти 2000 лет священник молится на службе, чтобы Святой Дух сошел на хлеб и вино и превратил их в тело и кровь Христовы. И каждый раз это происходит. Затем священник причащается сам, а потом выходит с чашей к людям и с ложечки дает тем, кто приготовился ко Причастию.

Как готовиться ко Причастию можно узнать в любом храме и подготовка эта серьезная.  

Митрополит Иларион (Алфеев) говорит: «Я категорически не согласен с теми духовниками, которые налагают на людей чрезмерные требования, связанные с подготовкой к Причастию. Например, три дня поста, чтение не только последования, но еще и трех канонов, и акафиста, иногда — в каждый из трех дней. Это действительно может оттолкнуть человека от Причастия. И самое главное, эти требования не основываются на церковном предании».

Я же считаю, что главное, чтобы подготовка не была формальной. Надо освободить душу от злобы, обид и ненависти, ибо можно причаститься во осуждение. Первый человек, который причастился в осуждение был Иуда. Он подошел ко Причастию с черным сердцем и Таинство не спасло его от греха, проклятия и смерти.

Для чего нам Причастие?

Когда мы принимает в себя тело и кровь Христа, мы соединяемся со Спасителем, становимся родственниками самому Богу. Господь нам прощает грехи. А также мы роднимся между собой, становимся братьями и сестрами. В молитве перед Причастием есть слова: «Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела». Значит Причастие может даровать и телесное здравие. Неслучайно верующие в случае тяжелой болезни стараются причаститься Святых Христовых Тайн.

У слова «Причастие» есть синоним – греческое слово «Евхаристия», что значит «благодарение». Христиане верят, что все, что у них есть — даровано Богом, и за все надо благодарить. Во время богослужения священник произносит в алтаре молитву искренней благодарности Богу за весь мир и только после этого он просит, чтобы хлеб и вино стали телом и кровью Христа.

Причастие – самое главное Таинство и самая большая христианская святыня на земле. Не обязательно ехать в Иерусалим, чтобы лично прикоснуться ко Христу, достаточно подготовиться и прийти в ближайший храм, чтобы вкусив Его тела и крови, получить благодать выше которой ничего нет. Сам Спаситель сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».

Как часто надо причащаться?

Наверное, каждому лучше согласовать это со своим духовным отцом, но минимально рекомендуется делать это пять раз в году: четыре раза по количеству постов, а пятый раз — в день своего ангела т.е. в день, когда празднуется святой, чье имя ты носишь.

Праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Бедствие для души долго не причащаться святых Тайн: душа начинает смердеть страстями, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не приступаем к Таинству Причастия».

Причащайтесь чаще и не говорите, что вы недостойны. Используйте Причастие как инструмент обретения достоинства, как лекарство от греха, и Господь, пребывая в вас, исцелит, направит, утешит и дарует жизнь вечную. Аминь.