Для того каждый из нас и крещен – кто в детстве, кто сознательно приступил к очистительным водам в зрелом возрасте, – чтобы иметь доступ к самому великому Таинству: Причащению Пречистых Тела и Крови нашего Спасителя под образом хлеба и вина.
Как замечательно, что это средоточие жизни Церкви, о котором мы ежедневно молимся в молитве Господней: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», – именуется по-гречески Евхаристией – «благодарением». Это значит, что в ответ на Божественную любовь, явленную в воплощении Сына Божиего, Его восхождении на Крест, Воскресении из мертвых, в ответ на все бесчисленные благодеяния Творца, Искупителя и Судии нашего мы призваны благодарить Его, участвовать в Таинстве благодарения, в святой Евхаристии.
Как об этом предсказывал еще за 1000 лет до Христова Рождества пращур Спасителя царь Давид: «Что воздам Господеви моему? – Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс. 115: 3–4). Итак, Таинство Причащения – это та несущая конструкция мира, та вертикаль, благодаря которой небо и земля стоят на их основаниях.
До самого часа Второго Пришествия Господа Иисуса Христа Божественная Литургия будет совершаться милостью Божией в недрах Святой Соборной Апостольской Православной Церкви. И даже в тяжкие времена гонений верные будут иметь возможность вкушать эту божественную снедь. Никакой ученый ум, никакие внешние исследования, никакие хитросплетенные рационалистические размышления и рассуждения никогда не сумеют постигнуть тайны Святой Евхаристии: как, каким именно образом предложенные хлеб и вино на Тайной вечери Искупителя – Божественной Литургии – претворяются, прелагаются в Его Пречистое Тело и Кровь?
Но Церковь несомненно верует в это Таинство, совершаемое силою Духа Святого по Христову учреждению, апостольской традиции, при участии пастырей и пасомых, архиерея и его словесного стада, ежедневно, до скончания века.
Безусловно, все наши потуги жить в соответствии с законом Божиим, исполнять заповеди Иисуса Христа о правде и любви, очищать сосуд душевный и телесный от всякой скверны плоти и духа, исповедоваться, каяться, молиться, угождать Богу деятельным милосердием – вся эта совокупность наших благих усилий ко спасению души имеет единую цель: готовность, желание, жажду и алкание Причащения Святых Христовых Таин.
В день, когда мы удостаиваемся божественной святыни, Бог свершает из нашего сердца обитель, Своей энергией Духа Святого Он со-пребывает с нами, так что и Отец, и Сын, и Дух Святый, Единый Бог в Трех Лицах познаваемый, находится в невидимом, но осязательном общении со Своим учеником, со Своим созданием, со Своим рабом, и все это свершается в лоне матери-Церкви.
Сегодня непросто в этом мире бушующем сохранять всегдашнюю жажду, готовность к Причащению Святых Христовых Таин. А ведь, по апостольским заповедям, мы призваны не реже, чем раз в месяц, а по желанию – и чаще соединяться со Христом, чтобы Божество и Человечество Спасителя освящали наши душу и тело, а мы обретали в Святом Причащении силы к несению жизненного креста. Плод Святого Причащения – ясные, чистые мысли, кроткое и мирное сердце, плоть, освященная дыханием духа, благодарственное, радостное расположение души, умещающееся в короткий, но простой девиз: «С молитвой к Богу, с любовью к людям» – так живет христианин, сердце которого стало престолом, а на престоле невидимо – Царь Небесный почивает Своей благодатью.
Как приуготовить себя к Святому Причащению, чтобы общение со Христом послужило нам не в осуждение, но спасение? Те, кто хотят жить супружеской жизнью, призваны освящать свой союз Таинством Венчания – мы об этом будем говорить позже. Готовясь причащаться Святых Христовых Таин, мы выполняем церковные уставы относительно поста в среду и пятницу. Для причастников, тех, кто говеет («говение» – хорошее русское слово – означает приготовление к Божественной Литургии и участию в ней), установлен краткий евхаристический пост. Как правило, он сводится к вечернему времени накануне Причащения, и утром на Литургию мы приходим строго натощак. «И бысть вечер, и бысть утро – день един» (Быт. 1: 5).
Я говорю сейчас о людях церковных, которые стараются в течение всего года с благоговением приступать к животворящей святыне. Безусловно, уделяя внимание подготовке к Таинству Причащения, свершая положенные молитвенные последования, размышляя о встрече с Небесным Гостем, примиряясь со всеми – и любящими, и ненавидящими нас, – чтобы никакое темное облако обиды, раздражительности, недовольства, ропота не помрачало сердечного ока, христианин, готовящийся принять Пречистое Тело и Кровь Спасителя, должен озаботиться сохранением себя в чистоте и честности. Особые усилия он должен употребить, чтобы, приобщившись Святых Христовых Таин, восприяв в себя Умное Солнце – Христа, не отойти на страну далече, не возвратиться к тем страстям и греховным навыкам, которые были предметом его, христианина, сокрушенного плача, исповедания накануне Святого Причащения.
Вот почему так важно, удостоившись святыни, от сердца, со вниманием благодарить Спасителя, и благодарственные молитвы – пять небольших молитв – хорошо принять не только к сведению, но и сердцем объять их содержание. Действительно, когда мы произносим эти гимны славословия Творца: «Тело Твое Святое, Господи Иисусе Христе Боже наш, да будет ми в живот вечный, и Кровь Твоя честная во оставление грехов: буди же ми благодарение сие в радость, здравие и веселие». Как будто бы происходит новое освящение души, а лучше сказать – Христос Спаситель является тогда живым и действующим в человеческом сердце.
Но и, выполнив положенное краткое благодарственное правило, не будем препятствовать сердцу изливать свое спонтанное, непроизвольное, детское славословие Творца, вспоминая, как некогда Иисус Христос, наш Спаситель, приблизившись к иерусалимскому Храму, благоволил выслушать тот хор младенцев, который под воздействием Духа Святого возвещал Спасителю хвалу: «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне! Из уст младенцев и припадающих к груди Ты, Господи, благоволишь принимать хвалу и благодарение», – эти пророческие слова очень идут и важны для причастников.
Причастившись, мы призваны до позднего вечера пребывать в мирном, благодушном, радостном, бодром, жизнеутверждающем состоянии духа. С наших уст могут и должны сыпаться одни розы слов, пронизанных теплом, миром и любовью. Улыбка, приветливость, радушие, готовность общаться с людьми в духе разума и мудрости, готовность утешить если не словом, то взором – вот визитная карточка причастника. Ему неприлично всякое злоупотребление земными дарами. «Хорошо вкушать и пить с благодарением, – говорит апостол Павел, – однако пища земная освящается словом Божиим и молитвой». Вот почему причастник до отхода ко сну не должен расставаться с внутренним славословием Творца: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, слава Тебе! Пресвятая Богородица, спаси и сохрани меня от всякого зла! Молитвами всех святых, Господи, вразуми, наставь и помоги! Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» Или просто: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!» – на все лады, как соловей или свиристель, причастник в тайной молитве воздает хвалу Святой Троице.
Мы с вами, завершая размышления о Таинстве Причащения, еще раз отметим для самих себя: оно есть панацея от всех бед и болезней. Христос, Врач души и тела, соединяясь с нами, дарует человеку ясность мысли, умиротворяет душу. Как будто крылья раскрываются за спиной в день Святого Причащения. И, рожденные летать, мы уже не должны ползать, скитаться во прахе злословия, злосуждений, пересудов – всей той пошлости и ушлости, которая составляет жвачку века сего, чуждых, к сожалению, Божественной святыни.
Источник: Православие.ру