Наставления для подготовки к Исповеди

«Сознание грехов умом только, без Исповеди и разрешения, неудовлетворительно для кающегося», — говорит святитель Феофан Затворник.
 
Святые отцы Таинство Исповеди — Покаяния — называют «вторым крещением». Здесь к нам возвращается та благодать и чистота, которые были даны новокрещенному и были утрачены им через грехи.
 
Таинство Исповеди — Покаяния есть великая милость Божия к слабому и склонному к падению человечеству, оно есть доступное всем средство, ведущее к спасению души, постоянно впадающей в прегрешения.  
                                            Пестов Н. Е. «Современная практика православного благочестия»

 

Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867), епископ русской православной церкви, богослов, проповедник. Книга «В помощь кающимся»

«Исповедь – это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе. Исповедь – это Таинство… Горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе Крещение, и, следовательно, в покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости», – так объясняет нам значение Таинства святитель Игнатий (Брянчанинов). Труден путь покаяния, на нем нас подстерегает много опасностей и препятствий. А преодолеть их и очистить душу от грехов и страстей поможет эта небольшая книжечка, составленная по творениям святителя Игнатия. Выделяя страсти и их проявления, он не только подробно рассказывает о каждой, но и преподает нам уроки борьбы с ними. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.

О восьми главных страстях и противоположных им добродетелях 

Две главы из «Аскетических опытов» святителя Игнатия (Брянчанинова), которые часто цитируются в различных изданиях брошюры «В помощь кающимся». Епископ Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867) — известный русский подвижник и духовный писатель XIX века. Его сочинения, изданные еще при жизни Святителя, привлекают внимание глубоким знанием Священного Писания и творений Святых Отцов Православной Церкви, творчески переработанных и осмысленных применительно к духовным запросам современности. Написанные к тому же с незаурядным литературным мастерством, произведения Святителя представляют собой ценное пособие для всех желающих проходить узкий и тернистый путь опытного богопознания. Полный труд можно прочитать в разделе Книжная полка.

 

 

Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809), афонский монах, богослов. «Руководство к Исповеди» (Ἑξομολογητάριον)

Вышло впервые в Венеции в 1794 году, в последующие два века стало настоящим повседневным руководством для пастырей Греческой Церкви при совершении Исповеди. Оно состоит из трех частей. Первая часть содержит наставления для духовника, вторая – номоканон святого Иоанна Постника с толкованиями преподобного Никодима, третья – поучения для кающегося. Начиная со второго издания, вышедшего тоже в Венеции в 1804 году, в книге появляется «Слово душеполезное» (ΛΟΓΟΣ ΨΥΧΩΦΕΛΗΣ) и становится его заключительной частью.

 

 

Преподобный Георгий Задонский (1789-1836),  затворник Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря, духовный писатель, офицер, участник войны 1812 года. «Исповедания самого себя по заповедям и грехам» (из записок преподобного Георгия затворника Задонского) 

Здесь мы приводим краткую Исповедь по десяти Заповедям, составленную преподобным Георгием, затворником Задонским. Его сочинениями вот уже более ста пятидесяти лет зачитываются все русские боголюбцы. Святители Игнатий (Брянчанинов), Филарет (Дроздов), Феофан (Говоров), Филарет (Амфитеатров) очень любили этого подвижника и всегда рекомендовали своей пастве обращаться к его письмам для духовного возрастания. 

 

 

Преподобный Паисий Святогорец (1924-1994), схимонах Константинопольской православной церкви, афонский подвижник. 13 января 2015 года Священным Синодом Вселенского Патриархата единогласно причислен к лику святых Православной Церкви.  «О покаянии» 
«Бог находится очень близко к нам, но одновременно и очень высоко. Для того чтобы человек «приклонил» Бога снизойти и пребывать вместе с ним, ему нужно смириться и покаяться. Тогда, видя смирение этого человека, Многомилостивый Бог возвышает его до небес и питает к нему великую любовь… Бог дал человеку ум для того, чтобы тот размышлял, насколько велик его грех, каялся и просил прощения. Нераскаянный человек очень очерствел и поглупел, потому что не хочет покаяться и освободиться от той малой адской муки, в которой он живет и которая ведет его в худшую – вечную муку. Таким образом, он лишает себя и тех земных райских радостей, которые, превращаясь в намного большие, вечные радости, продолжаются в Раю рядом с Богом».

 

 

Епископ Арсений Жадановский (1874-1937). «Советы архиепископа Арсения (Чудовского) о подготовке к Исповеди», из кн. Н.Е. Пестов «О покаянии», гл 5

«Неисповеданные грехи — это как бы наш долг, который постоянно нами чувствуется, постоянно нас тяготит. И как хорошо, когда с долгом расплатился, — спокойно тогда на душе; то же и с грехами — этими духовными долгами нашими: исповедуешь их перед духовником, и на сердце легко-легко станет».

 

 

Из беседы епархиального архиерея, епископа Новокузнецкого и Таштагольского Владимира (1966). «Размышления о жизни по Заповедям Божиим»

«…Господь через заповеди защищает нас от бед и напастей, подстерегающих нас на каждом шагу».

 

 Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006), около сорока лет — насельник Псково-Печерского монастыря, проповедник, один из наиболее почитаемых старцев Русской Православной Церкви в конце XX-начале XXI веков.

Из бесед архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которые проводились в семидесятые годы в Псково-Печерском монастыре на первой седмице Великого поста, после чтения Покаянного канона Андрея Критского. Текст приводится по изданию Сретенского монастыря 2007 года.

Опыт построения Исповеди по десяти Заповедям

Опыт построения Исповеди по Заповедям Блаженства

       

 

Протоиерей Григорий Дьяченко (1850-1903), богослов, проповедник. «Вопросы на Исповеди по десяти Заповедям Божьим» из книги «Накануне Исповеди» 

Протоиерей Григорий Михайлович Дьяченко — известный церковный писатель, воспитанник Московской духовной академии, магистр богословия, был настоятелем церкви святого мученика Трифона в Москве. Протоиерей Григорий Дьяченко написал за свою жизнь многочисленные труды о самых разнообразных предметах христианской веры и нравственности. Его книги приближают человека к Богу, ближним и к себе, помогают каждому проникнуть в самые глубокие тайники своей души, оценить сокровищницу церковного опыта, воплощенного в текстах праздничных молитв и песнопений, увидеть свое подлинное состояние и, примирившись с Богом, положить начало новой духовной жизни.

 

 

Александр Ельчанинов (1881-1934), священник Русской Православной Церкви Зарубежья, церковный историк, литератор. «Исповедь (по работам священника Александра Ельчанинова)», из кн. Н.Е. Пестов «О покаянии» , гл.5

Центром внимания духовнической деятельности отца Александра было применение христианства к жизни и интерес к человеческой душе.

«Высший дар его был дар пастыря и духовника» (профессор Ильин).

Как священник отец Александр «представлял собой явление необычайное и исключительное, ибо он воплощал в себе органическую слиянность смиренной преданности Православию и простоты детской веры со всей утонченностью русского культурного предания» (протоиерей Сергей Булгаков).

 

 

Протоиерей Михаил Шполянский (1955-2014), заштатный клирик Николаевской епархии, писатель, публицист. «Как приготовиться к Исповеди»

Практическое пособие для православного христианина в котором дается общедоступное представление, отражающее церковное учение о грехе и Таинстве очищения от греха — Исповеди. Содержит пособие для индивидуальной подготовки к Исповеди, представленное в конспективной форме, но с соответствующими пояснениями и комментариями. А также сборник советов «Правила жизни христианина в миру».

 

 

Протоиерей Владимир Воробьёв (1941), ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, настоятель храма святителя Николая, Москва. «Таинство покаяния»

«Исповедь является одним из главных средств спасения овец духовных. Хотя это не единственное средство, но в жизни церковной оно занимает одно из центральных мест. Об Исповеди можно говорить очень много, кое-что особенно важно для будущих священников. Я, конечно, не могу претендовать на то, что имею какой-то особенный опыт. Лучше было бы, чтобы какой-то настоящий духовник, очень опытный, нас поучил и поделился своим духовным разумением проблемы духовничества, но, как говорится, за неимением гербовой бумаги, пишут на простой; вам придется довольствоваться моими малыми сведениями и мнениями».

 

Иеромонах Арсений (Троепольский) (1804-1870), православный писатель, исихаст. «Исповедь внутреннего человека, ведущая ко смирению» из текста «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу»

Арсений (Троепольский) родился в Москве 26 февраля 1804 г. С юного возраста его отличала склонность к самопознанию, духовной жизни, молитве, размышления о монашеском призвании. Будучи студентом филологического факультета Московского Университета на вопрос «Могу ли оставить призыв к уединенной жизни, обратиться к общественной?» отвечал себе: «Никак! Ибо, оставивши, буду несчастен как в сем веке, так и в будущем».

В 1825 году он вступает в Московский Симонов монастырь. В 1830 году — Троепольский пострижен в монашество с именем Арсений, в 1831 году — рукоположен в иеродиакона, в 1832 году – иеромонаха.

Основным стремлением в жизни иеромонаха Арсения всегда оставались любовь к молитве, изучение ее теории и практики. Эта тема стала центральной и в его литературном творчестве. «Исповедь внутреннего человека, ведущая ко смирению» (фрагмент текста «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу») — может служить образцом для определения своего внутреннего духовного состояния и обнаружения своих грехов на Исповеди.