Исповедь — это Таинство, во время которого человек открывает свои грехи Богу в присутствии священника, и Бог прощает ему эти грехи. Таинством Исповедь называют потому что Святой Дух невидимо сходит на человека при прочтении священником разрешительной молитвы. Таким образом Исповедь — этот духовное омовение.
Мы привыкли регулярно мыться в душе, сейчас я редко можно встретить человека от которого пахнет немытым телом. Это свидетельствует о том, что общество стало достаточно культурным. По телевизору, в интернете мы видим множество спортивных подтянутых людей, которые достигли такой формы тяжелым трудом.
Люди хотят быть привлекательными, но внешняя привлекательность — это только половина успеха. Красивая внешность способна привлечь внимание, но удержать внимание и завоевать любовь может только красота души. Какую душу люди считают красивой? Добрую, открытую, сильную, щедрую. Задача человека сделать свою душу красивой. Для этого Православная Церковь имеет множество средств, в том числе и Исповедь. Когда ты с раскаянием говоришь священнику о своих грехах, за которые тебя мучит совесть, Господь прощает тебе эти грехи и освобождает место в душе для чего-то доброго. Покаянием ты смываешь грязь со своей души, а далее от тебя зависит чем ты ее заполнишь.
Как бы мы не старались вести праведную жизнь, мы грешим ежеминутно: разозлился, приуныл, обиделся, возгордился, позавидовал, осудил, солгал, пожадничал. Сотни грехов нападают на нас, даже если мы сидим неподвижно, а стоит только пойти к людям и начинается: обидел, обманул, украл, напился, сблудил, предал, и вся эта грязь висит на нас тяжким грузом. И только покаянная Исповедь способна смыть грех с души.
До того, как я стал епископом, я более 20 лет исповедовал людей в большом храме. Иногда в Великом Посту приходилось исповедовать более сотни человек в день и, надо вам сказать, что мало кто кается в грехах по-настоящему, чаще люди жалуются на судьбу и на других людей. Может быть это происходит от того, что человеку надо чтобы его пожалели, может от того что он пытается оправдать себя в глазах Бога. И пастыри, и образованные люди часто превращают Исповедь в сеанс психоанализа, объясняют Богу причины своих поступков. Менее продвинутые — прямо обвиняют в своих грехах окружающих людей, но все сводится к одной мысли — я хороший, виноват не я. Все это неправильно. На Исповеди ты должен быть себе не адвокатом, а прокурором. Чем сильнее ты обвинишь себя в своих грехах, тем приятнее будет твоя Исповедь в глазах Божьих. Чтобы грехи простились надо о них сожалеть. Если ты не чувствуешь раскаяние, то Исповедь превращается в беседу, а в худшем случае — хвастовство грехами.
В Евангелии сказано, что мы легко замечаем малейшей грех в других людях, а в себе не видим даже большие грехи. Очевидно, это происходит от того что себя мы любим столь сильно, что прощаем себе все, а к ближним относимся объективно. Значит лучший способ узнать про свои грехи — это спросить ближних чем ты их не устраиваешь. Спросите и услышите о себе много интересного. Читайте Евангелие, жития святых отцов, сравнивайте свою жизнь и жизнь подвижников. Вы почувствуете всю меру своего несовершенства и не сможете, придя на Исповедь, сказать: «а у меня нет грехов». Иногда приходилось слышать и такое. Спрашиваешь такого безгрешного человека: а зачем ты сюда пришел, если у тебя нет грехов? Отвечает: положено.
Избегайте формального подхода, не надо стесняться священника, он не осудит. За свою жизнь он слышал сотни раз все возможные грехи и забудет все что вы ему расскажите через минуту после вашего ухода. Надо не просто каяться, а пытаться исправлять в себе те качества, которые приводят к греху. Если тебе лень идти в храм, то подумай, что когда ты умрешь и предстанешь пред Судом Божьим и ничего нельзя будет исправить, как сильно ты пожалеешь, что была возможность снять себя груз но, ты поленился.
Как часто надо исповедоваться? Чем чаще, тем лучше. Если сравнивать Исповедь с баней, то уместно будет вспомнить детский стих: «надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам — стыд и срам!».
Аминь.