Таинство елеосвящения (соборование)

  

«Молитва веры исцелит болящего… и если он соделал грехи, простятся ему». (Иак. 5, 15)

   Как бы тщательно мы ни старались запоминать и записывать свои грехи, может случиться, что существенная часть их не будет сказана на Исповеди, некоторые будут забыты, а некоторые просто не осознаны и не замечены в силу нашей духовной слепоты.

   В этом случае Церковь приходит на помощь кающемуся с Таинством Елеосвящения или, как его часто называют, «Соборования». Это Таинство основано на указании апостола Иакова — главы первой Иерусалимской Церкви: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

   Таким образом, в Таинстве Елеосвящения прощаются нам грехи, не сказанные на Исповеди по незнанию или же по забывчивости. А поскольку болезни есть следствие нашего греховного состояния, то освобождение от греха часто ведет и к исцелению тела.

   Некоторые из нерадивых христиан, пренебрегая Таинством Церкви, по нескольку и даже по многу лет не бывают на Исповеди. И когда сознают ее необходимость и придут на Исповедь, то им, конечно, трудно вспомнить все грехи, за много лет соделанные. В этих случаях Оптинские старцы всегда рекомендовали таким раскаявшимся христианам принять участие сразу в трех Таинствах: Исповеди, Елеосвящения и Причащения Святых Таин.

   Некоторые из старцев считают, что в Таинстве Елеосвящения могут участвовать не только тяжелобольные, но и все ревнующие о спасении своей души.

   Вместе с тем следует указать, что тем христианам, которые не пренебрегают достаточно частым Таинством Исповеди, Оптинские старцы не советовали собороваться без наличия серьезного заболевания.

   Тем же христианам, которым почему-либо не будет возможности принять участие в Таинстве Елеосвящения, нужно помнить указания старцев Варсонофия и Иоанна, которые даны были ученику на вопрос «Забвение уничтожает памятование многих согрешений — что мне делать?» Преподобные отвечали: «Какого заимодавца можешь найти вернее Бога, знающего и то, чего еще не было? Итак, возложи на Него счет забытых тобою прегрешений и скажи Ему: «Владыко, поскольку и забыть свои согрешения есть грех, то я во всем согрешил Тебе, Единому Сердцеведу. Ты и прости меня за всё по Твоему человеколюбию, ибо там-то и проявляется великолепие славы Твоей, когда Ты не воздаешь грешникам по грехам, ибо Ты препрославлен во веки. Аминь».