Тематические сайты, по благословению епископа Новокузнецкого и Таштагольского Владимира:

Соборование.РФ     Молитва.РФ      Пост.РФ     Война со страстями.РФ     Смерть поминовение.Рф     Епархия НВК


Протоиерей Вячеслав (Резников) «Исповедь по десяти заповедям»

Протоиерей Вячеслав (Резников) (1946-2011), клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы поселка Черкизово Пушкинского района. Занимался обширной литературной и преподавательской деятельностью. Писатель и проповедник.

Итак, грехи бывают делом, словом, помышлением.

Начинать надо с более очевидного, с дел и со слов. Потом когда–нибудь дойдешь и до помышлений.

1. И первое, что мы видим в зеркале Божьих заповедей, это – «Я Господь, Бог твой …» (Исх.20:2). А из того, что Бог един, естественно вытекает: «…да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20:3).

Да ты это уже понял, почему и направился именно к Нему, сюда. И если эта заповедь, как у блудного сына, зажглась в твоем сердце, то конечно же, ты в первую очередь должен покаяться в том, что ей противоречит. Знания о Боге, а значит, и о пути к спасению, должны быть точными, основанными на камне Божественного откровения, а не на песке человеческого мнения (Мф.7:24–27).

Основное и краткое учение о Боге содержит наш православный Символ веры. И если до сих пор мыслил о Боге не так, как изложено в Символе веры, надо покаяться, и оставить это за порогом храма.

Надо оставить все, что Бог запрещал еще в Ветхом завете: всякие гадания, всякие астрологические исследования, всякие самовольные попытки проникнуть в будущее, в прошлое, в невидимый мир, во все то, что Богом от нас пока закрыто.

Надо перестать бояться колдунов, «сглаза», «порчи», перестать трепетать перед всякой иголкой, воткнутой в стену и перед всяким мусором, подметенным под твою дверь. Единственное, чего надо бояться, это – оскорбить Бога своим вольным или невольным грехом.

Надо оставить всякие ныне популярные лжеучения, в частности, о многократности рождений, помня слова Священного Писания, что «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27).

Надо перестать верить во всякие амулеты, обереги, знаки зодиака. На груди у тебя должно быть изображение Креста Христова, в напоминание – в чем наша истинная сила и в чем наша надежда.

Надо перестать обращать внимание на всякие приметы. И если пошел на доброе, богоугодное дело, то – хоть кошка тебе дорогу перебежала, хоть с пустым ведром кто–то встретился, – идти надо.

Надо перестать верить в сны, и даже перестать обращать на них внимание, хотя бы они были и очень впечатляющими, хотя бы и сбывались.

Кроме того, бывает, что у человека поистине «бог – чрево» (Флп.3:19).

Покайся, если хоть что–то из перечисленного владело или владеет твоей душой.

2. Помня, что Бог есть Дух, что Он невидим, – не фантазируй, и не покланяйся своим фантазиям. Иными словами, «не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель»(Исх.20:4). Изображать можно только воплотившегося Бога, Господа Иисуса Христа.

И есть, например, такой вид идолопоклонства, как «сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим.6:10).

3. Все, чем пользуемся в жизни, включая и пространство, и время, это – дары Божьи. Чтобы это тверже входило в сознание, приучись от всякой удачи приносить Богу начатки. Получил что–то, первым делом – хотя бы свечу Богу поставь.

Также и начатки времени уделяй Богу. Посвящай молитве, во–первых – начаток дня, несколько утренних минут.

И особенно, о чем конкретно говорит третья заповедь, – начаток недели: «…шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – … Господу, Богу твоему … ; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил» (Исх.20:8–11).

В Ветхом завете этим днем был последний день недели, суббота, а в Новом – первый день, следующий за субботой, когда Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых. Этот день с тех пор так и называется: «Воскресение». Этот день должен быть посвящен именно Богу, а не безделью. Грех не в том, что ты в этот день сделаешь какие–то необходимые домашние дела или поработаешь на участке, а в том, если ты это сделаешь вместо, например, посещения храма.

Покайся, что столько лет не приходил в дом своего Небесного Отца, не общался с Ним. Не слушал Его, то есть не читал Священное Писание, которое и есть – Слово Божие к нам. Не обращался к Нему, то есть не молился, как будто Он тебе совсем чужой, или даже как будто Его вообще не существует. Отныне будешь стараться постоянно освящать свое время молитвой и чтением Слова Божия.

Будешь и прославлять Его, и просить, и за все благодарить. Отныне, кроме воскресного дня, будешь стараться почитать и другие церковные праздники, вместе со всеми верными собираясь для этого в Божий храм. Будешь, по мере сил и возможностей, соблюдать посты и постные дни, посвященные скорбным воспоминаниям земной жизни Господа Иисуса.

4. Плохо, что до сих пор не осознавал, что постоянно находишься в присутствии Божием. Допускал богохульство, насмешки, легкомысленные суждения о Боге и о том, что с Ним связано. А еще, – как у иных через слово какое–нибудь ругательство, или какое–нибудь «так сказать» или «типа», так у других чрез каждое слово – «господи!» или «боже мой!» Представь себе, что ты постоянно повторял бы имя находящегося рядом человека, и он каждый раз отзывался бы, думая, что он тебе действительно нужен. Так что и в этом надо покаяться и измениться. Чтобы помочь тебе, Бог повелел: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх.20:7). Отныне произноси имя Божие только или для молитвенного к Нему обращения, или – для благочестивой о Нем беседы.

5. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» (Исх.20:12).

Или как в другом месте: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» (Еф.6:1).

Родители, это первый дар Бога человеку. Помысли о рождении тебя в муках, о родительских скорбях, которые становились тем сильнее, чем более ты взрослел. Вспомни, как не почитал их, своевольничал, оскорблял, расстраивал, не дай Бог, поднимал на них руку, не проявлял внимания, не помогал в старости, не ухаживал в болезни.

Может быть, укорял и уничижал за то, что не достигли в жизни благополучия, и не могут дать всего, чего бы ты хотел. Вспомни, как считал, что они уже свое отжили, и негодовал, что они за что–то еще держатся, чего–то не дают тебе по первому твоему требованию.

Вспомни, как не признавал за ними права жить своей жизнью, иметь какие–то желания и привязанности, не согласные с твоими.

Может быть, когда они умерли, не предал церковному погребению, если они христиане, не поминаешь их в церкви. Покайся, и пообещай перед Крестом и Евангелием исправить то, что еще возможно. И если в свое время не отпел их, попроси хотя бы теперь отпеть, как говорится, «заочно».

И даже если они тебя по–видимому не любили, и ты мало видел от них добра, все равно – подумай, ведь не случайно именно через них Бог даровал тебе жизнь.

6. «Не убивай».

И если ты кого–то, не дай Бог, убил, или же вольно или невольно способствовал чьей–то смерти, или не избавил от смерти, когда мог это сделать, или даже радовался чьей–то смерти, – покайся в этом. Еще раз говорю: тайна исповеди абсолютна. В чем бы ты ни покаялся, священник об этом никогда никому не скажет.

Если убил на войне, в бою, или – защищая свою или чужую жизнь, если убил случайно, – все равно покайся. Всякое убийство неизбежно отягощает совесть. Покайся, если пытался убить самого себя, и впредь не допускай даже мыслей об этом.

Если ты женского пола, то, может быть, ребенка убила в своем чреве, или способствовала этому, или советовала это сделать? А ты, муж, может быть, давал согласие, или принуждал к этому жену?

Покайся, и уже больше никогда не делай. Ведь, снова напоминаем, исповедь – только тогда исповедь, когда ее формула: «прости, Господи, больше никогда не буду так поступать!»

Но если и не убил человека, не спеши успокаивать свою совесть. Это было сказано еще в Ветхом завете, когда Божий народ был еще как бы во младенческом состоянии. А когда пришли в меру полного возраста, Господь Иисус Христос сказал: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной». Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что– нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:21–24).

Так что покаяться надо и если допускал гнев, и если ненавидел кого–то, и если обзывал. «Рака», это значит – «пустой человек», а «безумный» – то же, что и «дурак». Эти словечки мы щедро разбрасываем направо и налево. Не перечислить и других, которых даже и вслух–то назвать нельзя. Отныне напиши в своем сердце слова Апостола: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф.4:29).

И прежде, чем идти на исповедь, постарайся примириться со всеми, с кем находишься во вражде, если, конечно, с твоей стороны это возможно. Попроси прощения у всех, кому вольно или невольно сделал зло, и прости всех, кто, будучи виноватым перед тобой, захочет попросить у тебя прощения, или же когда–то просил, а ты не простил его.

7. «Не прелюбодействуй».

В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос, как всегда, доводит эту заповедь до самого сердца. Он говорит: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:27–28).

Сказано также: «А блуд и всякая нечистота… не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф.5:3).

Понятно, невозможно сразу вдруг прийти в совершенную чистоту. И этого от тебя сейчас не требуется. Начни, как всегда, с дел. Слово Божие говорит: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу» (1Кор.7:2–5).

Само собой разумеется, человек, который впервые пришел на исповедь, заведомо не может состоять в совершенном церковном браке.

Так, если с кем–то находишься в близких отношениях, и при этом не записан в органах регистрации гражданского состояния, священник может спросить: «что вы думаете делать дальше?» А вы и не собираетесь навсегда принять друг друга в свою жизнь, вы просто корыстно используете друг друга. Дескать, вот это мне от тебя не надо, а это надо, причем, надо до тех пор, пока не надоешь, а потом я пошлю тебя на все четыре стороны. Это является грехом блуда, и священник совершенно справедливо не отпустит тебе его, и не допустит ко причастию, впредь до твоего раскаяния и исправления: либо – расстаться, либо – навсегда вместе.

Но если вы твердо выбрали второе, и только не знали, как надо по Божьим законам, или же неблагоприятные обстоятельства мешают вам, то, думается, реакция священника будет иной. Думается, священник знает об уникальных трудностях нашего времени, когда, с одной стороны, все вокруг с детских лет разжигает в человеке чувственность, и как трудно, с другой стороны, создать материальную базу для нормальной семьи. Так что если ты покаешься и пообещаешь, что, по крайней мере, будешь хранить верность, и при первой возможности постараешься расписаться и обвенчаться, то есть заявить пред Богом и людьми, что отныне вы – одно целое, то священник, может быть, и допустит тебя к причастию.

Правда, ты можешь столкнуться и с такой позицией священника: «Вы обвенчаны? Ах, нет? Только расписаны? Тогда не допускаю до причастия, пока не обвенчаетесь!» Священник будет прав только в том случае, если вы оба – церковные люди, и почему–то не хотите поступить, как все христиане. Но если супруг еще неверующий, или даже не крещен, священник не в праве отказать тебе в участии в таинствах.

Потому что слово Божественного Апостола выше слова любого священника: «если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его … Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1Кор.7:13–16).

Твоя задача – не обвенчаться как можно скорее, любой ценой, уговорами, мольбами или угрозами. Это ничего не даст. Твоя задача – привести свою вторую половину к вере. А уж тогда все само пойдет своей естественной чередой. Если ты изменяешь тому, кого считаешь своей второй половиной, это – предательство, это – грех прелюбодеяния. От всего сердца покайся и, разумеется, раз и навсегда прекрати. Причем, покайся только перед Крестом и Евангелием: твоя вторая половина может и не перенести твоего откровения.

Если у тебя за много лет сложился непреодолимый навык блудить, как говорится, направо и налево, и ты, наконец, осознал этот навык как греховный, и желаешь, с Божией помощью, победить, то – приди, покайся, и постарайся положить начало исправлению.

Особо отметим, что естественна и благословенна – только связь мужчины и женщины. Все остальное – противоестественно и греховно. И не «попы» это придумали. Сам Господь Бог, Творец неба и земли еще в Ветхом завете через пророка Моисея сказал: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость… ибо если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего» (Лев. 18:22,29).

И в Новом завете тоже, как о постыдных греховных страстях, говорится о том, что «женщины… заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1:26–27).

Для неверующих, как говорится, закон не писан, но если считаешь себя верующим, всякое Божие слово должно быть для тебя непререкаемо. Именно за эти грехи были уничтожены города Содом и Гоморра. Если у тебя есть склонность к содомскому греху, необходимо осознать ее именно как греховную, а не просто природную особенность, покаяться, и положить с Божией помощью начало исправлению. И помни, что тебе с твоим грехом бороться не труднее, чем обыкновенному блуднику – со своей страстью, или – тому, кто порабощен чреву или безудержному стяжанию.

Береги свою душу, особенно если ты не в браке, от слышания и смотрения всякого непотребства, чтобы не разжигаться и не впадать из-за этого во всякие тайные и явные грехи. А то – сам же подбрасываешь хворост в огонь своих страстей.

До церковного брака не вступай в близкие отношения, и опять же не разжигай себя вольным поведением друг с другом. Хорошо, когда все начинается в свое время, после церковного благословения, после молитв о даровании вам любви, верности, и семейного благополучия.

Покайся во всем, что у тебя до сих пор было не так, и постарайся положить начало исправлению. Конечно, в жизни случаются и всякие исключительные, как говорится, нестандартные ситуации, когда дело, по–видимому, противозаконно, но совесть упорно молчит, и человек даже считает своим прямым долгом поступать именно так, как поступает. Обязательно попроси, чтобы священник, к которому чувствуешь доверие, нашел бы время тебя выслушать.

И ни в каком случае не отчаивайся. Безвыходных положений не бывает, Бог нас любит и хочет, чтобы все спаслись. Просто Он порой ожидает от нас усиленного напряжения духа, усиленной молитвы, и трезвого рассуждения.

8. «Не кради».

Если это с тобой случалось, если ты крал, если от этого страдал конкретный человек, покайся. Непременно возврати украденное, а если это невозможно, все равно постарайся как–нибудь избавиться от него. «Очистите руки, грешники» (Иак.4:8). И пусть с этого момента чужое для тебя – как огонь, к которому не прикасайся.

9. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

Против этой заповеди особенно согрешает тот, кто говорит о человеке заведомую ложь, – на суде ли, в обществе ли, в семье ли, – с сознательной целью причинить зло.

Согрешает и тот, кто распространяет непроверенные слухи, с вольной или невольной целью кого–то унизить, создать недоброе мнение.

Согрешает и тот, кто с удовольствием слушает, когда кого–то поливают грязью. Он как бы сам в своих глазах возвышается за счет унижаемого.

Покайся, если допускал враждебные или просто легкомысленные и безответственные высказывания. Старайся вообще воздерживаться от поспешных суждений о ком бы то ни было, чтобы не умножать лжи вокруг себя. Запомни слова, которые однажды сказал один человек, когда при нем стали осуждать Иисуса Христа: «судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его» (Ин.7:51)? Так что отныне, если при тебе будут что–то говорить о любом человеке, о великом или малом мира сего, шептать на ухо или трубить по телевизору, а у тебя не будет возможности спросить этого человека: правда ли то, что мне о тебе сказали? – то будет в высшей степени справедливо, если ты выкинешь из головы и то, что услышал про него.

10. «Не желай … ничего, что у ближнего твоего». Эта заповедь учит доверять Богу и довольствоваться тем, что Он дал тебе в жизни, ведь все, что у тебя, – из Его рук. Так что если роптал на свою долю, завидовал тому, кто преуспевает, злорадствовал, когда у него случалась беда, – покайся. Научись ценить то, что у тебя есть, благодарить за это Бога, и извлекать духовную пользу из всякого жизненного обстоятельства. Если будешь ценить малое, Бог даст и большее. А то иному сколько ни давай, все без пользы, все равно благодарности не дождешься. Вот, во всем этом, для начала, тебе надо будет покаяться…

Источник: протоиерей Вячеслав Резников из книги «Надо исповедаться и причаститься»