Все мы нуждаемся в Святом Причастии так же остро, как и в воздухе, которым дышим ежесекундно. Без Божьей благодати, без этого чудесного обновления и очищения невозможно жить. Но как подойти к Святым Дарам, если мы постоянно грешим, плохо каемся, мало молимся? Как удостоиться принятия Святых Христовых Таинств, и не получить ещё большего осуждения?
Дьявол играет на нашем уме очень умело. Как часто он внушает нам: зачем тебе идти на исповедь, ведь ты посмотри на себя, ругаешься, ссоришься, вчера вон какую гадость сказал. Да, он нас обличает правильно, мы согрешили пред Господом, и согрешаем каждый день. Даже накануне причастия успеваем иногда поссориться с родными, принять порочные помыслы.
Но, дорогие мои! Не здоровые нуждаются во враче, но больные. И нам с вами дано покаяние, когда, идя ко Святой Чаше, мы остро осознаём свое недостоинство и искренне просим: «Господи, Ты знаешь, как я испорчен, что даже сейчас, после Таинства Покаяния, в моей душе живет зло. Но приими меня такого, какой я есть. Исцели мою душу, исцели мое сердце!»
Если именно с таким настроем вы пойдете ко причастию Святых Христовых Таин, то отойдете от Чаши исцеленными. Господь как раз и зовет вас, чтобы вы, труждающиеся и обремененные, сознающие свое убожество и душевную нищету, не скрывались, не заслонялись от Него, не прятались, как прятался Адам. Господь взывает к каждому из нас: «Адам, где ты?»
Мы смотрим на прихожан, стоящих у Святой Чаши, и не видим нашими земными очами, кто достоин причаститься, кто – нет. Видит это один Господь: достойных, кто с чистым сердцем подходят к Телу и Крови Его, – и недостойных, с каменным сердцем и деревянной душой делающих последний шаг к Святым Дарам.
Но что же нам делать? Даже если мы знаем, что Святая Церковь предупреждает нас: так подходить к Таинству нельзя, что делать нам? Как разжечь в своем сердце божественный огонь, если Сам Господь не войдет в него, во все наши составы, если не освятит всех чувств простую пятерицу и не преобразит нас изнутри? Ничто. Поэтому все мы нуждаемся в Теле и Крови Господних.
Причастие – величайшее таинство. И причащающийся Святых Христовых Таин тем самым попаляет невидимого врага, не дает ему места в себе, и Сам Господь воюет в человеке против нечистой силы, исцеляет, просвещает, изменяет наше сердце и разум. И тогда мы поступаем не так, как велит наш плотской разум – не гневаемся, не мстим обидчикам, не ищем вокруг виноватых, – а как подсказывает Ангел-Хранитель, и ум наш, причастный Христу, способен воспринимать и слышать голос Спасителя.