Когда человек живет церковной жизнью, регулярно ходит в храм, регулярно исповедуется и причащается, соблюдает среду и пятницу, то если он попостится день накануне причастия, получится уже три постных дня в неделю. Или пять в две недели. Это немало.
Нельзя людей сажать на полностью монашеский рацион. У нас – напряженная городская жизнь со своими противоречиями, нервотрепками и так далее. Еда должна соответствовать нагрузкам.
Да, от поста никто не умирал, но и возводить пост, одно из очень важных, но вспомогательных средств, в абсолют тоже неправильно.
Мы должны жить в послушании Церкви. Говорят, что послушание выше поста и молитвы. Если ты исполняешь церковное установление, заповедь Божью и трудишься шесть дней, седьмой посвящая Господу, ходишь по воскресеньям в храм – это очень большая дополнительная нагрузка для человека, который напряженно учится или напряженно работает. Значит, ему надо дать возможность как-то восстанавливать силы.
Главное, что человек в Церкви. Если в Церкви, подчиняется церковным установлениям, он уже проявляет смирение и активный подход к церковной духовной жизни. Слава Богу, очень хорошо!
Молитвенное правило перед причастием тоже не должно быть непосильным. Ведь это все происходит, повторяю, на фоне большой нагрузки на работе, в семье и так далее.
Есть утреннее и вечернее правило. Исполняешь их – хорошо. Прочитал Последование ко Святому Причащению – очень хорошо. Если можешь взять на себя еще больший молитвенный подвиг – замечательно. Только смотри, чтобы не вышло вот как: ты взял на себя много, потом перенапрягся и вообще перестал молиться.
Должна быть посильная молитвенная подготовка. А это, как я уже сказал, – ежедневные утренние и вечерние молитвы и Последование ко Святому Причащению.
Главное — без крайностей. Без того, что «раз я часто причащаюсь, значит мне ничего не нужно, можно вообще все отменить». И, наоборот, без другой крайности, непосильного груза, который может задушить человека так, что он скажет: «Лучше я лишний часок посплю, и никуда не пойду, и причащаться не буду». Все должно быть со здравым смыслом, благоговейно, со смирением, с покаянием и по силам.
Я не раз сталкивался, что человек взял какое-то слишком большое молитвенное правило перед причастием, а потом говорит: «Ой, батюшка, не могу, не справляюсь». Тогда, конечно, приходится пожурить: «Не то плохо, что ты большое правило взял, а плохо, что благословение не взял на него». Хотя очень редко случается, что взял человек и благословение, а потом говорит, что тяжело. Если видишь, что трудно человеку, сними с него это послушание.
Главное, чтобы в такой ситуации было некое ограничение по времени: например, сорок дней читать большее количество молитв. Трудно, но человек может выдержать. Больше выдержал – молодец. Значит, дальше думаем, может быть, сделать перерыв?
Источник: Правмир.ру