Препятствия к участию в Евхаристии

«Евхаристия — центральное Таинство Церкви. Регулярное причащение необходимо человеку для спасения, в соответствии со словами Господа Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” (Ин.6:53-54)» (из документа «Об участии верных в Евхаристии»).

В любом из Таинств Церкви, если оно правильно совершено, тому, кто его принимает, подается Божественная благодать. Однако Таинство, как может послужить на пользу человеку, так и навредить ему, в зависимости от того, в каком расположении и состоянии он участвует в нем. Так, по учению Церкви, «пречистое Тело и Кровь Господня раздаются и входят в уста и утробы причащающихся, как благочестивых, так и нечестивых. Только благочестивым и достойно принимающим доставляют отпущение грехов и жизнь вечную, а нечестивым и недостойным уготовляют осуждение и вечное наказание» (Посл. восточ. патриархов, чл. 17).

Препятствия духовно-нравственного характера:

• наличие тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид;
• состояние озлобленности, гнева;
• нахождение под запрещением от архиерея или священника-духовника;
• многоядение и многопитие с вечера;
• осквернение во сне (поллюция), если оно было вызвано греховными причинами (см. 4 канон. ответ свт. Дионисия Александрийского, 12 канон. ответ Тимофея Александрийского);
• состояние одержимости демоном, если одержимый хулит Святые Тайны (см. 3 канон. ответ Тимофея Александрийского).

Препятствия дисциплинарного порядка:

• интимная близость в ночь накануне причастия (см. 5 и 13 канон. ответ Тимофея Александрийского);
• вкушение пищи и питье с полуночи до святого причащения (см. 41 (50) канон Карфагенского собора). Требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин;
• состояние женской нечистоты (менструация), кроме случаев смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием (см. 2 канон. ответ свт. Дионисия Александрийского, 7 канон. ответ Тимофея Александрийского);
• опоздание на Божественную литургию без уважительной причины, особенно когда верующие прибывают в храм после чтения апостола и Евангелия.

Препятствия изложены на основании документа «Об участии верных в Евхаристии» и инструкции под названием «Известие учительное».