Ответ

Русская философия, очень целомудренная, старается избегать дискуссий на две темы: темы так называемой теодицеи, или оправдания Божия, и темы происхождения зла. Вы задали сейчас вопрос о происхождении зла. Ясно, что в формате телевизионной программы, которая предусматривает не очень продолжительный разговор, мы с Вами не подойдем даже к началу ответа на этот вопрос, но мы можем сказать только одно. Во-первых, я хотел бы Вас поправить, что духовные качества, которые Вы перечислили (доброта, любовь, мир), – это не творение, творение – это тварь, то есть существа, например люди. Мы знаем о том, что ненависть каким-то образом через дьявольскую зависть пришла в мир. Мы можем только с уверенностью сказать, что она не может прийти в мир через волю Божию. Бог не может желать, чтобы мир был злым, чтобы люди друг друга ненавидели, чтобы текла кровь и одни убивали других. Это мы знаем со всей определенностью, и это православный христианин в себе несет.

И другое: святитель Григорий Богослов говорил, что зла как такового вне людей не существует, зло – это то, что человек позволяет делать, когда у него в душе возникает пустота. Зло – это то пространство, которое дьявол занимает в душе, когда оттуда изгоняют Христа, зло не бытийственно, его нет. То, что мы с Вами видим, – действие рук человеческих, эти люди действуют по научению очень опытного тренера, который много тысяч лет упражняется в этом и очень преуспел, к сожалению. Человек способен ему противостоять, потому что дьявол не видит светлой стороны человека и его способности противостоять злу. Я очень люблю приводить слова святителя Иннокентия Московского: «Все видят, как человек падает, но никто не видит, как человек встает».