Тематические сайты, по благословению епископа Новокузнецкого и Таштагольского Владимира:

Соборование.РФ     Молитва.РФ      Пост.РФ     Война со страстями.РФ     Смерть поминовение.Рф     Епархия НВК


ответ

Почему в храме бывает много искушений?

   Как-то я слышал проповедь священника, сказавшего, что бесы сидят у дверей храма и поджидают христиан, выходящих из церкви. Кто что-то сделал не так — особенно атакуется. Вопрос у меня такой: почему тогда мы испытываем в храме множество искушений? Я, по крайней мере, испытываю. В храме нет бесов, но в голову приходят такие мысли, которые иначе как бесовским искушением не назовешь. А бывает, что особенно искушения подступают сразу после причащения. Прошу объяснить мне это. 
 
 
   Путь спасения человека происходит в соединении его усилий с действием благодати Божией. Это называется соработничество, по-гречески – синергия.  Как дивно говорит преп. Петр Афонский, «Бог спасает нас не без нас». Это спасение совершается верой и делами. Невозможно спастись одним доброделанием, если нет веры и упования на Бога; нельзя спастись и просто верой, головной, интеллектуальной, если эта вера не соединяется с побуждением себя исполнять в жизни правду Божию.
   Но есть и враг нашего спасения – сатана, дьявол, и некогда увлеченные им падшие ангелы, которые ныне называются демоны или бесы. Они со своей стороны стараются препятствовать делу созидания внутреннего нашего человека для жизни вечной через различные искушения, побуждая нас или отстраниться от добродетели, или выбрать какой-либо ложный  греховный путь. Побуждают они, в частности, и через предложение нам помыслов, то есть извне приходящих мыслей о том, что вот хорошо бы что-то такое сделать, подумать, совершить, что противно воле Божией.
   Человек в прихождении помыслов, как учат нас святые отцы-аскеты, не властен, и греха в появлении помысла нет. Грех начинается тогда, когда мы внутри начинаем интересоваться, соглашаться, услаждаться, принимать, обсасывать, обтачивать внутренний помысел, ну и конечно, если соглашаемся с внутренним помыслом до его реализации. И в этом смысле физически нет на земле места, которое по факту там пребывания обладало бы  такой магической защитой от нахождения помыслов. И в самом святом месте могут они приключиться с человеком – и в этом нет ничего экстраординарного; не надо думать, что это только с вами такое происходит, или что какой-то конкретный храм такой неправильный, что Вас там помыслы одолевают.
   Равно известно, что враг рода человеческого, воюющий против величайшей пользы, которая может быть в нашей жизни от принятия Святых Христовых Таин, стремится либо устроить какие-то искушения для того, чтобы лишить человека мирности или чтобы, скажем, он пошел в гневе на кого-то, в раздражении, к Причастию, или чтобы отложил Причастие по тем или иным причинам. Или, если у него это не получилось, потом отнять плод причащения, опять же, вызвав обиду, раздражение, уныние, гнев. Именно поэтому святые отцы призывают нас очень внимательно, тщательно относиться к своему поведению в день принятия Святых Христовых Таин.