ответ

Можно ли мне было причащаться, если на меня не наложили епитимии за тяжкие грехи? Что делать, если грех мучает и после исповеди?

Меня очень беспокоит вопрос о правильности моего Причастия. Я читала в духовной литературе, что за некоторые особо тяжкие грехи по церковным установлениям раньше отлучали от Причастия на несколько лет. Я такие грехи называла на Исповеди тоже, но священник ничего не сказал мне об отлучении, и я причащалась. Скажите, эти правила уже не действуют, или это было снисхождение с его стороны ко мне грешной? И еще. На исповеди я называла грех, о котором я знала, что это большой грех, но не более. Теперь же, когда я думаю о том, что я совершила, у меня всегда наворачиваются слезы и мне очень тяжело думать об этом. Меня иногда берет отчаяние, что это вообще можно мне простить. Что мне делать? Говорить об этом грехе на исповеди опять?
Татьяна, г. Жуковский.
 

Уважаемая Татьяна, во-первых, нет греха, который не побеждало бы милосердие и долготерпение Божие. Совершенно ложно считать, что по отношению к морю милости и прощения, которое Господь на нас изливает, концентрация греха в той капле, которой каждый из нас как личность является по отношению к этому морю, что-то существенное может значиться. Господь прощает нас не потому, что мы чуть лучше или чуть хуже, а потому, что Он ради нас принёс жертву на Голгофском Кресте. Это прощение всякий раз даётся даром, мы не можем его заслужить. Мы можем просто его просить, искать и благодарно принять, когда оно нам даётся. Поэтому нужно твёрдо верить, что исповеданный в Таинстве Покаяния грех Вам прощён. Субъективные переживания, ощущения, памятование о том, что было в нашей жизни, могут никуда не деться. Человек же не становится беспамятливым идиотом оттого, что знает, что грехи ему прощены. Конечно же, каждый из нас не должен забывать наиболее существенного недоброго, пакостного, что было в нашей жизни. Но обращать это не в сомнение в действительности данного нам прощения, а в то, чтобы, помня о своих грехах, во-первых, не осуждать других, когда мы видим их согрешающими, а во-вторых, удерживаться от греха в будущем. И последнее: действительно, на сегодня часто имеет место значительно более снисходительное (есть такое церковное выражение — икономия) отношение к грехам человека, чем в древние века. Каноны были составлены в то время, когда всё общество было христианским, а сейчас люди часто приходят к ограде церковной из среды едва ли не худшей, чем языческий мир, окружавший первых христиан, из среды, в которой вовсе утрачены адекватные нравственные ориентиры. Отсюда и это снисхождение к людям. Важно, чтобы мы, войдя в ограду церковную, не возвращались к тем пакостям, которые прежде имели место в нашей жизни. И это будет свидетельством действительности нашего покаяния.