Как подготовить 7-летнего сына к первой исповеди?

Моему сыну исполнилось 7 лет, до этого причащала его регулярно. Читала детскую Библию, что-то рассказывала, но не могу объяснить ему, как надо исповедоваться,- он не помнит, что дурного совершил. Подскажите, пожалуйста, как подготовить мальчика к первой исповеди.

Анна Сазонкина, г. Москва.
 

Уважаемая Анна, думается, что прежде нужно поговорить со священником, которому ребенок будет исповедоваться, предупредить его о том, что это будет первая исповедь, спросить у него советов, которые могут быть разными, в зависимости от практики тех или иных приходов. Но в любом случае важно, чтобы священник знал, что исповедь первая, и сказал, когда лучше прийти, чтобы не было слишком много народу и у него было бы достаточно времени, которое он может уделить ребенку. Кроме того, сейчас появились разные книги о детской исповеди. Из книги протоиерея Артемия Владимирова можно почерпнуть немало толковых советов о самой первой исповеди. Есть книги по подростковой психологии, например книги священника Анатолия Гармаева о переходном возрасте.

Прежде всего не надо спешить, чтобы наши дети начинали рано исповедоваться. Нельзя требовать, чтобы с семи лет все дети подходили к исповеди. Норма, устно широко распространенная, не знаю, записанная ли где-то, о том, что дети должны исповедоваться с семи лет перед Причастием, устоялась с синодальной эпохи и с более ранних веков. Как, если я не ошибаюсь, писал в своей книге отец Владимир Воробьев о Таинстве Покаяния, для многих и многих детей сегодня физиологическое взросление настолько опережает духовное и психологическое, что большинство нынешних детей в семь лет исповедоваться не готовы. В семь лет, а некоторые и чуть раньше, они видят различие хороших и плохих поступков, но говорить о том, что это осознанное покаяние, еще рано. Только избранные, тонкие, деликатные натуры способны в столь раннем возрасте это испытать. Есть удивительные детишки, которые в пять-шесть лет обладают нравственным сознанием, но у большинства оно просыпается значительно позже. Но и пусть себе позже. Пусть приходят в девять, десять лет, когда у них появится большая степень взрослости и ответственности за свою жизнь. На самом деле чем раньше ребенок исповедуется, тем хуже для него; видимо, не зря детям не вменяются грехи до семи лет. Только с достаточно более позднего возраста они воспринимают исповедь как исповедь, а не как перечень чего-то, чаще всего сказанного мамой или папой. И вот эта формализация исповеди, происходящая у ребенка, как кажется, в современной практике нашей церковной жизни довольно опасна. Потому что это те самые поколения детей, родители которых сейчас пришли в Церковь и которые не приучаются правильно исповедоваться. Так они ходили и просто причащались каждое воскресенье или по крайней мере часто, что тоже вопрос, правильно ли для ребенка, а потом — с семи лет — их водят тоже чуть ли не каждое воскресенье под разрешительную молитву. Дети очень быстро научаются говорить правильное священнику — то, чего батюшка ожидает: маму не слушался, в школе грубил, ластик украл. Перечень этот легко восстанавливается. И они даже не встречаются с тем, что такое исповедь как покаяние. Не пора ли сказать, что этот возраст устанавливается духовником и родителем абсолютно индивидуально по отношению к ребенку? И уж тем более по отношению к детям, даже и такого возраста, никак нельзя требовать исповеди частой. У них она более всего ведет к формализации. Взрослым мы действительно по многим практическим причинам не можем разнести Причастие и Таинство Покаяния надолго, но к детям-то, наверное, можно было бы эту норму применить и говорить, что ответственная серьезная исповедь отрока или отроковицы может осуществляться с достаточно большой периодичностью, а в прочее время давать им благословение на Причастие. Думаю, добро будет, посоветовавшись с духовником, исповедовать такого маленького грешника первый раз в семь лет, второй раз — в восемь, третий раз — в девять лет, несколько оттянув начало частой, регулярной исповеди, чтобы ни в коем случае она не становилась привычкой. То же самое касается и Таинства Причастия. Даже ребенком оно должно восприниматься прежде всего как соединение со Христом.

Но главное, чего нужно избегать родителям при подготовке ребенка к исповеди, в том числе и к первой,— это наговаривания ему списков тех грехов, которые, с их точки зрения, у него есть, или, вернее, автоматического перенесения каких-то его не самых лучших качеств в разряд грехов, в которых он должен покаяться перед священником. Родители должны объяснить ребенку, что исповедь не имеет ничего общего с его отчетом перед ними или перед директором школы. Это то и только то, что мы сами осознаём как нехорошее и недоброе в нас, как плохое и грязное и чему мы очень не рады, о чем трудно сказать и о чем нужно сказать Богу. И конечно же ни в коем случае нельзя спрашивать ребенка после исповеди о том, что он сказал батюшке и что тот ему сказал в ответ и не забыл ли он о таком-то грехе. Лучшего пути отучить ребенка от благоговения и искренности в исповеди нет. В данном случае родители должны отойти в сторону и понимать, что исповедь, даже семилетнего человека,— это Таинство. И любое вторжение туда, где есть только Бог, исповедующийся человек и принимающий исповедь священник, пагубно. Поэтому побуждать своих детей нужно скорее не к тому, как исповедоваться, но к самой необходимости исповеди. Через собственный пример, через умение открыто повиниться в своих грехах перед близкими, перед своим ребенком, если перед ним виноваты. Через наше отношение к исповеди, так как, когда мы идем причащаться и осознаём свою немирность или те обиды, которые причинили другим, мы прежде всего должны со всеми примириться. И все это, вместе взятое, не может не воспитывать у детей благоговейного отношения к этому Таинству. Но главным учителем того, как каяться, должен быть священник. Задача родителей — объяснить, что такое исповедь и зачем она нужна. А дальше эту область учительства надо передавать в руки внимательного, достойного, любящего духовника, ибо ему дана в Таинстве Священства благодатная помощь для того, чтобы говорить с человеком, в том числе и маленьким, о его грехах. И ему естественнее говорить с ним о покаянии, чем его родителям, ибо это как раз тот случай, когда невозможно и неполезно апеллировать к собственному примеру или к примерам известных ему людей. Поэтому разумнее всего вручить ребенка в руки того, кто от Бога поставлен учителем Таинства Исповеди.