Как известно, в настоящее время в Церкви практикуется не только отдельная, но и так называемая «общая» исповедь, при которой священник отпускает грехи, не выслушивая их от кающихся.
Замена отдельной Исповеди общей вызвана тем, что теперь священник часто не имеет возможности принять исповедание от всех желающих. Однако таковая замена, безусловно, крайне нежелательна, и не всем и не всегда можно участвовать в общей исповеди и после нее идти к Причастию.
При общей Исповеди кающемуся не приходится открывать грязи своих духовных одеяний, не приходится стыдиться за них перед священником и не будут задеты его гордость, самолюбие и тщеславие. Таким образом, не будет того наказания за грех, которое в дополнение к нашему раскаянию снискало бы нам милость Божию.
Во-вторых, общая Исповедь таит ту опасность, что к Причастию подойдет такой грешник, который при отдельной Исповеди не был бы допущен священником к Святой Чаше.
Многие серьезные грехи требуют серьезного и длительного покаяния, и тогда священник запрещает Причастие на определенный срок и накладывает епитимию (покаянные молитвы, поклоны, воздержание в чем-либо). В других случаях священник должен получить от кающегося обещание не повторять более греха и только тогда допустить к Причастию.
Поэтому к общей Исповеди нельзя приступать тем, кто долго — несколько лет или много месяцев — не был на отдельной Исповеди, и тем, кто имеет или смертный грех, или такой грех, который сильно задевает и мучает его совесть.
В таких случаях исповедник должен после всех прочих участников исповеди подойти к священнику и сказать ему те грехи, которые лежат на его совести.
Можно считать допустимым (по нужде) участие в общей Исповеди лишь тех, кто исповедуется и причащается достаточно часто, проверяет себя по временам на отдельной Исповеди и уверен в том, что те грехи, которые он скажет на Исповеди, не послужат поводом к запрещению для него Причастия.
При этом необходимо также, чтобы мы участвовали в общей Исповеди или у своего духовного отца, или у священника, хорошо нас знающего.