Об Исповеди

Преподобный Ефрем Сирин

   Исповедь во грехах служит к уничтожению прегрешений. Бог хочет услышать от нас грехи наши не потому, что не знает их, напротив того, Ему угодно, чтобы мы чрез исповедь пришли в сознание своих грехопадений.

Преподобный Ефрем Сирин

   Ты стыдишься и краснеешь, когда нужно сказать грехи свои? Стыдись лучше грешить, нежели исповедоваться. Размысли: если не будет принесена исповедь здесь, то все будет исповедано там пред целой вселенной. Где больше мучения? Где больше посрамления? На дела мы отважны и бесстыдны, а когда должно исповедаться, тогда стыдимся и медлим. Если будете исповедовать грехи свои, нет в этом стыда, напротив того, в этом правда и добродетель. А если бы не было в этом правды и добродетели, то  Исповедь не имела бы себе награды… Глаголи ты грехи твои прежде, да оправдишися (ср.: Ис. 43, 26).

Преподобный Ефрем Сирин

   Повелевает исповедоваться не для того, чтобы ты был наказан, но чтобы ты был прощен.

Святитель Григорий Нисский

   Исповедание грехов производит удаление и отчуждение от худых дел.

Святитель Григорий Нисский

   Исповедание, что не приимет более на себя отринутой тины <греха> и на жизненном пути не коснется земной скверны, делается входом Святыни в уготованную так душу; Святыня же — Господь.

Святитель Иоанн Златоуст

   Объявляй грех свой не только как осуждающий самого себя, но и как долженствующий оправдаться посредством Покаяния, тогда ты и будешь в состоянии побудить исповедующуюся душу не впадать более в те же грехи.

Святитель Иоанн Златоуст

   Я желаю… чтобы <ты> приступал к исповеданию не с отчаяния, но с благою надеждою и, с корнем вырвав отчаяние, оказал противоположную ему ревность.

Святитель Иоанн Златоуст

   Раскрой совесть свою пред Богом, покажи Ему свои раны и проси у Него врачевства, покажи Тому, Который не укоряет, а врачует, Он видит все, хотя бы ты и умолчал. Скажи же, чтобы тебе получить пользу, скажи, чтобы, сложив с себя здесь все грехи, отойти туда чистым и безгрешным и избавиться от будущего невыносимого их обнаружения.

Святитель Иоанн Златоуст

   Бог требует от тебя признания не для того, чтобы наказать, но чтобы простить, не для того, чтобы Ему узнать грех твой, — разве Он и без этого не знает? — но для того, чтобы ты узнал, какой долг Он прощает тебе. Он хочет показать тебе величие Своей благости для того, чтобы ты непрестанно благодарил Его, чтобы ты был  медлительнее на грех и ревностнее к добродетели.

Святитель Иоанн Златоуст

   С исповеданием Бог соединил и красоту, потому что исповедующий свой грех пред Богом превращается из покрытого срамом в облеченного в благолепие и является пред лицом Божиим, тогда как прежде не был пред Ним.

Преподобный Симеон Новый Богослов

   Благоутробный, человеколюбивый и спасения нашего желающий Бог премудро поставил между нами и Собою таинство Исповеди и Покаяния и каждому дал власть, если хочет, чрез Исповедь и Покаяние, восстать от своего падения греховного, которым пал, и опять прийти в прежнее родство, славу и дерзновение, какие имел у Бога, и опять стать наследником всех благ.

Преподобный Никодим Святогорец

   Исповедание или откровение всего духовному отцу есть самое благотворное действие в деле нашей духовной брани. Ничто так не поражает врага-душегубца и не разоряет козни его, как такой образ действования. Почему он всячески усиливается препятствовать ему, — и внутренне, и внешне: внутренне — мыслями и чувствами, а внешне — напущением разных встреч и случайностей.

Преподобный Иоанн Лествичник

   Душа, помышляющая об Исповеди, удерживается ею от согрешений, как бы уздою; ибо грехи, которых не исповедуем Отцу, делаем уже как во тьме и без страха.

Преподобный Нил Синайский

   И одна Исповедь и откровенность заменяет у иных подвижничество.