Как не растерять благодать после Причастия? — поясняют священники.

Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347-407):

«Непрестанно следует молиться, а не пьянствовать… Праздник не для того, чтобы нам бесчинствовать и умножать грехи свои, но чтобы очистить и те, какие есть у нас. Знаю, что говорю это напрасно, но не перестану говорить. Если вы не все послушаетесь, то не все же и не послушаетесь; а если все не послушаетесь, то мне будет тем большая награда, а вам – тем большее осуждение.

…Вспомни, что делали апостолы, причастившись священной вечери: не к молитвам ли и песнопениям обращались они, не к священному ли бдению, не к учению ли продолжительному и исполненному великого любомудрия? Ибо великие и дивные Таины Господь преподал и объяснил им тогда, когда Иуда пошел призвать будущих Его распинателей…»

…Причащающиеся Пресвятого Тела и Пресвятой Крови стоят с Ангелами, и Архангелами, и горними силами, одеянные в самую царскую Христову порфиру, препоясанные оружием духовным. Этим я еще не сказал ничего великого: они бывают облечены в Самого Царя».

***

Преподобный Нил Сорский (1433-1508) после причащения Святых Тайн имел обыкновение некоторое время проводить в глубоком молчании и сосредоточии в самом себе и другим советовал то же, говоря, что «нужно дать тишине и молчанию удобство Святым Тайнам воздействовать спасительно и целебно на душу, болящую грехами».

***

Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809):

«Истинные причастники всегда бывают вслед за Причастием в осязательно благодатном состоянии. Сердце вкушает тогда Господа духовно. Но как мы и телом стеснены и внешними делами и отношениями окружены, в которых подолгу должны принимать участие, то духовное вкушение Господа, по раздвоению нашего внимания и чувства, день ото дня ослабляется, заслоняется и скрывается… Поэтому ревнители, ощутив оскудение его, спешат восстановить его в силе и, когда восстановят, чувствуют, что как бы снова вкушают Господа».

***

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891):

«После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно, и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, то есть прежние грехи».

***

Преподобный Алексий Зосимовский (1846-1928) указывает, кроме того, на необходимость особенно оберегать себя первые два часа после причащения; в это время враг человеческий всячески старается, чтобы человек оскорбил святыню, и она перестала бы освящать человека. Она может оскорбляться и зрением, и неосторожным словом, и слухом, и многословием, и осуждением. Теперь всякий грех, соделанный нами, будет оскорблением, нанесенным Господу; всякое порочное действие – явной обидой Сладчайшему Искупителю.

***

Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874-1937):

«Каждый раз, когда тебя Господь сподобит причаститься Святых и Животворящих Таин Христовых, так размышляй: какое мне сегодня счастье, Господь вошел в дом сердца моего, не возгнушался меня грешного и нечистого! Какая ко мне милость Божия, какая мне радость, ведь сегодня я не один, а в гостях у меня Сам Христос, мой Господь и Спаситель!»

***

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908):

«Время литургии, и особенно время после причащения, было для тебя временем Царства Небесного. Воспевай всегда радостно чудеса пречистых Тела и Крови Христовой. «Усладил мя ecи любовию, Христе, и изменил мя ecи Божественным Твоим рачением». Славь пречистые Тайны постоянно, немолчно, во всеуслышание: дивна творит чрез них Господь. «Поим Господеви, славно бо прославися» (Исх. 15:1), в святой Евхаристии».

…Когда животворящие Тайны приняты уже внутрь, и постоянно нужно бодрствовать над собою после причастия, чтобы не мыслить и не делать зла. Слава премудрости, благости и всемогуществу Твоему, Господи, спасаяй нас, грешных!

НЕОБХОДИМО ВСЕГДА ЧИТАТЬ МОЛИТВЫ ПЕРЕД ПРИНЯТИЕМ СВЯТЫХ ТАИН И ПОСЛЕ ПРИЧАСТИЯ. ПУСТЬ ЭТО БУДЕТ ПРОЧИТАНО «ДВЕ-ТРИ» МОЛИТВЫ, НО «САМЫЕ СИЛЬНЫЕ».

«Ужели мы, священники, думаем, что во многоглаголании только будем услышаны? – вопрошает батюшка и сам отвечает: – Нет. Не буди тако». Хорошо, когда молитвы по причащении читает сам причастник. «Сам пользуешься Святыней неоценённой и всеблаготворной, а благодарит другой – нехорошо. Ты лишаешь себя чрез это многих даров Владыки, Который даёт их нам, соразмеряя их со степенью нашего чувства, нашей благодарности к Нему.

…Благодать Божия вселяется в меня тогда, когда я смирюсь до крайности, когда признаю себя окаянным, ничтожным.

ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ НАШЕ НИЧТОЖЕСТВО, ТАМ ЖЕ НАЧИНАЕТСЯ И БОЖИЕ В НАС ВЕЛИЧЕСТВО. КРАЙНЕ ОСТЕРЕГАЙСЯ ОСКОРБЛЯТЬ ГОСПОДА ПОСЛЕ ПРИЧАСТИЯ КАКИМ БЫ ТО НИ БЫЛО ГРЕХОМ, ОСОБЕННО ПОСПЕШНОСТИЮ.

…Ты причастился, и после Причастия укрепились твой ум и твое сердце: ты нашел упование и по уповании благополучно кончил неблагополучно начатую и продолженную службу. Господь даже отъял страх и мучение от твоего безнадежного сердца! Страшно и странно, как меняются во мне упование и безнадежность! Отчего во мне такая бывает слепота, такое непостоянство! Видно, только живая вера и надежда на Бога делают нас постоянными, мужественными, как это видно на святителях, мучениках, преподобных и праведных».

***

Святитель Тихон Задонский (1724-1783):

«По Причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном житии».

***

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867):

«По принятии Святых Таин поймите славу вашу, вникните в настоящее достоинство ваше: каждый из вас – сосуд Божественного Таинства, каждый из вас – храм, в котором Сын Божий с Предвечным Отцом Своим и поклоняемым Духом таинственно и вместе существенно обитает.

УЖЕ ТЕПЕРЬ ВЫ НЕ СВОИ, ВЫ БОЖИИ. ВЫ КУПЛЕНЫ БОГОМ ЦЕНОЮ КРОВИ СЫНА ЕГО.

Ты усыновлен Богу Таинством Святого Крещения, ты вступил в теснейшее единение с Богом в Таинстве святого Причащения – поддерживай усыновление, поддерживай единение».

***

Архимандрит Таврион (Батозский) (1898-1978):

«После причащения не следует заниматься ничем другим, а тем, о чем Спаситель сказал: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:6). Очень непохвально делают те, которые после причащения начинают служить молебны, панихиды. Господь к тебе пришел, почему же ты с Ним не беседуешь? Почему не чувствуешь этой близости, не веришь тому, что получил? Надо уединиться, войти в самого себя, если есть кельица, то в кельице, если нет, то смотри, какой у нас прекрасный лес, пойди в любой уголок, любой дорожкой и побеседуй с Господом. Это самые драгоценные моменты, потому что Господь пришел к нам. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6:56). Веруйте в могущество этого Таинства и на этой вере стройте свою жизнь».

…Ты подумай: какой ты святой. Сегодня все твои косточки порадоваться должны, потому что ты омыт кровью Христовой! И твое благополучие в руках Божиих. Как ты должен крепко веровать! А для того, чтобы вера была, ты должен крепко понимать, кто ты такой.

Порадуйтесь! В основу причащения положите радость. Смотрите, как Господь милостив к нам! Постарайтесь держать себя в этой святости. Вот это и есть настоящая, истинная, спасительная епитимья! Не делать того, что наделано!.. От нас требуется одно: поручить себя Богу, поверить Господу, иметь доброе произволение не противиться спасающей благодати Божией, и вы будете спасены! Требуется глубокое внутреннее перерождение нашего сознания, чтобы не противлением, а любовью Божией у нас было преисполнено сердце».

***

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963):

«Есть старческое выражение: всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение. А такие добрые дела, как молитва от всего сердца, а особенно причащение, не могут остаться без мести дьявола. Он употребляет все силы, чтобы не дать помолиться, как следует, и причаститься. А если не мог этого сделать, то старается потом напакостить так, чтобы и следа не осталось от полученной пользы. Это очень хорошо известно всем, причастным духовной жизни. Вот почему нужно со смирением и сокрушением сердечным, по возможности, просить от Господа, чтобы Он охранил от козней врага, действующего или прямо на душу, или через людей, ему подвластных»

***

Протоиерей Валентин Амфитеатров (1836-1908):

«Всякое злоупотребление нашего тела будет оплеванием, заушением и биением, которые Он претерпел от врагов. Теперь уже мы не одни, но с нами и в нас Господь. Мы не должны отказываться от добрых дел, от подвигов благочестия. А главное, причастники должны быть благодушными и великодушными во всех обстоятельствах жизни.

…Каждый из нас должен беречь принятое сокровище, а не бросать его как попало. Каждый из нас должен не забывать ни того, что он есть христианин, а главное, что он причастившийся христианин. При всяких искушениях он должен вспоминать, что причастился страшных Христовых Тайн в жизнь вечную, что он с Причастием не готов расстаться, ни променять их на удовлетворение какой-либо страсти. Каждый из нас должен вспоминать настоящие светлые минуты, когда мы все чисты пред Господом, омыты Его Пречистой Кровью и напитаны Его Пречистой Плотью. Каждый из нас должен памятовать любовь к нам Господа и ту любовь, какую мы пред Ним засвидетельствовали. Мы сегодня говорили Господу: Веруем и исповедуем, что Ты Сын Бога Живаго, пришедший в мир спасти грешников; веруем, что не в осуждение я принимаю святые Тайны, но во исцеление души и тела. Я лобзал Тебя, Господи, не изменническим поцелуем Иуды – предателя, но лобзанием невинным и святым. Если позабудем про это, то нас позабудет Сам Господь. И мы снова будем блуждать во тьме греха, и отнимется от нас свет Христов, отнимется от нас радость и спокойствие совести, больше и нужнее которого ничего нет в целом мире».

***

Протоиерей Димитрий Вылекжанин (1971):

«Благодать не растерять после Причастия можно в единственном случае: если ты будешь относиться к окружающим людям по любви. Где бы ты ни находился: в кафе, в магазине, на улице. Если ты будешь по любви относиться и будешь много разговаривать, благодать не уйдет, а даже увеличится в сердце. Как говорили святые отцы, можно молчать и рассеиваться, а можно говорить и быть в Духе. Поэтому главное – не грешить и быть в любви. Можно после Причастия и молчать, затвориться в келье, но мыслями можно нагрешить больше, чем на улице и в общении с людьми. Я думаю, что главное – с чувством и с любовью относиться к людям. 

Второй способ – благодать не уйдет, когда ты душой будешь все-таки в небе. Пусть телом ты будешь на земле общаться с кем-то, главное – душу не прилеплять ко всем земным интересам. Потому что если ты всей душой будешь прилепляться к земному, то, конечно, благодать уйдет. Надо в душе всегда хранить молитву, а телом и умом ты можешь делать все что угодно, только не грех».

***

Иеромонах Димитрий (Першин) (1974):

«– Причащение – это участие в Тайной Вечере. Это общение со Христом, с Которым мы породнились в Таинствах Крещения и Миропомазания. Вот почему к Нему обращены молитвы священника у престола, но от лица всех верных, пришедших в храм. 

А после Причащения мы являем образ Христовой любви в этом мире. Мы исполняем ту миссию, которую Бог Отец доверил Своему Сыну разделить с нами. Поэтому, соединившись с Ним на Тайной Вечере, мы свидетельствуем о Том, Кому причастились, Кем живем и Кому служим.  

Мы стараемся не расплескать ту благодатную радость, что коснулась наших сердец, но приумножить ее в делах любви, заботясь о голодных, жаждущих, больных или заключенных в тюрьмах.

Ибо дистанция между нами и Богом – это расстояние между нами и теми, кто нуждается в нас. В этом великое счастье христианина – не нужно отправляться в паломничество, чтобы приблизиться к Богу. 

Достаточно сделать несколько шагов к уставшей жене, плачущему ребенку, растерянной старушке. Помыть вне очереди посуду, подмести пол, сделать уроки, не зависать в интернете, сыграть с подростками в волейбол или футбол, поговорить с ними о смысле жизни. Наконец, добраться до ближайшего дома престарелых или хосписа и включиться в это делание. 

Про чтение слова Божия я уже и не говорю, ибо оно освежает душу как родники в жару. 

И всё это – забота о ближних и дальних, верность слову и следование долгу – может быть растворено молитвой или хотя бы мысленным предстоянием пред Богом, пославшим в нашу жизнь тех людей и те обстоятельства, благодаря которым мы можем возрасти в Его меру. А Его мера – это мера Крестной любви».

***

Иерей Алексий Веретельников (1983):

«Действительно, приходится констатировать, что в духовной практике христианина мы можем очень многое встретить о правилах подготовки к Святому таинству Причащения, но очень мало о том, как мы должны себя вести после принятия Таинства.

Отметим, что некоторые святые отцы дают довольно интересные советы касательно времяпрепровождения после Причастия. Так, святитель Феофан Затворник советует избегать дневного сна, чтобы не впасть в какие-либо нечистые искушения от действия лукавых духов. Известно, что святитель Иоанн Шанхайский длительное время после богослужения и Причастия пребывал в храме, в алтаре, наслаждаясь чувством единения со Христом после принятия Святых Христовых Таин. Праведный Иоанн Кронштадтский, будучи еще молодым пастырем, писал о воздержании от сна и вкушения мяса в день Причастия, а в последние годы жизни и о полном воздержании от пищи. Но здесь нет необходимости говорить о том, чтобы эти правила являлись общеупотребимыми. Более того, например, в ритме большого города для многих воскресенье остается единственным днем, когда есть возможность встретиться с кем-то из друзей и наполнить душу общением. В добром общении за чашкой чая, конечно же, нет греха.

Но в тоже время по возможности в день Причастия нам стоит удержаться от какого-то пустого и праздного времяпрепровождения. По крайней мере, хоть какое-то время побыть наедине с собой и с Богом. Необходимо постараться максимально сохранить внутреннюю тишину и покой, держать краткую молитву, чтобы ум и сердце остались чистыми от каких-то пустых или, что хуже, греховных помыслов. Не стоит рассеиваться на житейскую суету и праздные разговоры. Воскресный день в целом требует от нас богоугодных дел, тем более в день Причастия. Стоит уделить время чтению Писания, молитве и делам милосердия.

Евхаристия, являясь сердцевиной духовной жизни, требует от нас в целом бдительного и пристального внимания к своим поступкам, словам и мыслям».

***

Иерей Леонид Кудрячов (1984):

«Думаю, каждый священник знаком с жалобами прихожан на то, как трудно провести день Причащения безлюдно и в безмолвии. Хочется, но не получается! То соседка зайдет со своими разговорами, то родственники нагрянут в гости, то внуки, то нужно идти куда-то дела делать. Из-за этого благодать расплескивается, житейская суета быстро вытесняет высокодуховное состояние, приобретенное в храме.  Перетерпел раз, два, но сколько же можно?! Появляется раздражение на ближних, на обстоятельства, злоба, напряжение, т. е. совсем не те плоды, о которых говорит апостол Павел: «Любовь, радость, мир, долготерпение, благость…» (см.:Гал. 5: 22).

Что же делать? Как надежно отгородиться в день Причащения от мира и всего, что в мире? В какую пещеру спрятаться? Есть ли другой способ прожить день Причащения достойно и праведно? Мне кажется, есть.

Давайте порассуждаем над альтернативным вариантом.

Святые Дары – это ведь Сам Господь Иисус Христос. Он и есть наша благодать! Через причащение мы в Нем, а Он – в нас. Теперь зададимся вопросом: «Зачем Спаситель хочет соединения с нами?»

Простого ответа на этот вопрос не существует – недаром Причащение называется таинством. Для меня это событие настолько объемное и многогранное, что созерцать его удается только по одной грани за раз. В этот раз я думаю о том, что Господь установил практику Причащения, чтобы уйти и не уйти, вознестись и в то же время остаться с нами во все дни, до скончания века. Он продолжает жить на земле через Свое Тело – Церковь, Он поддерживает мистическую связь с членами Тела через Причащение.  

Итак, Господь Иисус Христос жил на земле 2000 лет назад, живет и сейчас в христианах. Из Евангелий мы знаем, что 30 лет Он провел в будничной святости, делая обычные житейские дела хорошо весьма. Затем три года Он служил людям, проповедуя истину и исцеляя больных. Наконец наступило время взять Крест и идти на Голгофу. И вот эти все варианты жизни Христа могут и будут проявляться в причастниках: будничная святость, служение ближним и испытания. А значит, приобщившись, не надо запирать Христа в квартире, не надо накрывать Его светильник горшком, незачем прятать Его от других людей. Царство Божие приблизилось и не должно отступать назад. 

Каждый раз, причащаясь, мы, члены Тела Христова, получаем импульс двигаться, действовать. Вот только действовать – страшно. А вдруг будет трудно, а вдруг нагрешишь, а вдруг что-то не получится?

Но давайте посмотрим на апостолов. Они причастились на Тайной Вечере, а затем им предстояло пройти ряд испытаний. Они ведь всё провалили! Они не смогли поддержать Христа во время Его молитвы в Гефсиманском саду – заснули. Они разбежались, когда Его взяли под стражу. Петр отрекся. Всё пошло не так. Если бы они рассуждали как современные православные прихожане, то решили бы, что лучше б вовсе не причащались, раз такие последствия. Или, по крайней мере, сделали бы вывод, что причащаться надо пореже «от греха подальше». Но они с тех пор стали причащаться каждый день Святого Воскресения и чаще.

Да, у нас могут быть ошибки, провалы, грехопадения, но на ошибках учатся. Учатся согласовывать свою жизнь с волей Христа, не противиться Ему, поддаваться Ему, доверять Ему, ставить Любовь на центральное место в жизни».

***

Иерей Георгий Фирсов (1988):

«У всех день складывается по-разному: кому-то, например, нужно на работу идти после Причастия. И если человек может себя контролировать, не говорить лишнего, может не заниматься глупостями, то, я думаю, и на работу после Литургии можно идти, и с друзьями встречаться. Конечно, я бы не стал ходить в клуб после Причастия или посещать слишком шумные места, напрямую связанные с грехом. А в житейском смысле встретиться с друзьями, посидеть в кафе – почему бы и нет, если ты в мирном, хорошем расположении духа. Если у тебя внутри сидит какой-то «зверек», то тебе будет всегда плохо – и после Причастия, и до.

Иногда советуют остаться в храме, помочь иконы протереть, подсвечники почистить, но позволю себе пошутить на эту тему. Я думаю, что отцы, которые так говорят, – это настоятели. Я призываю всех идти к маме, которую ты не видел две недели, к бабушке или кого-то посетить. Можно и в храм пойти, это тоже наша семья, и нужно участвовать в приходской жизни. Люди знакомятся, когда начинают мыть полы, окна, перебирать свечки. Это тоже полезно. Так что отцы настоятели, конечно, правы. Но если у тебя дома муж с детьми, не сварен суп, немытые полы или другие домашние дела, а ты при этом остаешься в храме на полдня, то я считаю, что так нельзя делать. Когда мы работаем шесть дней в неделю и в один выходной еще до вечера сидим в храме, мне кажется, что это преступление. Это будет категорически плохо для отношений».