Тематические сайты, по благословению епископа Новокузнецкого и Таштагольского Владимира:

Соборование.РФ     Молитва.РФ      Пост.РФ     Война со страстями.РФ     Смерть поминовение.Рф     Епархия НВК


Как не растерять благодать после Причастия? — поясняют священники.

Иерей Алексий Веретельников, клирик храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгине г. Москвы: 

Действительно, приходится констатировать, что в духовной практике христианина мы можем очень многое встретить о правилах подготовки к Святому таинству Причащения, но очень мало о том, как мы должны себя вести после принятия Таинства.

Отметим, что некоторые святые отцы дают довольно интересные советы касательно времяпрепровождения после Причастия. Так, святитель Феофан Затворник советует избегать дневного сна, чтобы не впасть в какие-либо нечистые искушения от действия лукавых духов. Известно, что святитель Иоанн Шанхайский длительное время после богослужения и Причастия пребывал в храме, в алтаре, наслаждаясь чувством единения со Христом после принятия Святых Христовых Таин. Праведный Иоанн Кронштадтский, будучи еще молодым пастырем, писал о воздержании от сна и вкушения мяса в день Причастия, а в последние годы жизни и о полном воздержании от пищи. Но здесь нет необходимости говорить о том, чтобы эти правила являлись общеупотребимыми. Более того, например, в ритме большого города для многих воскресенье остается единственным днем, когда есть возможность встретиться с кем-то из друзей и наполнить душу общением. В добром общении за чашкой чая, конечно же, нет греха.

Но в тоже время по возможности в день Причастия нам стоит удержаться от какого-то пустого и праздного времяпрепровождения. По крайней мере, хоть какое-то время побыть наедине с собой и с Богом. Необходимо постараться максимально сохранить внутреннюю тишину и покой, держать краткую молитву, чтобы ум и сердце остались чистыми от каких-то пустых или, что хуже, греховных помыслов. Не стоит рассеиваться на житейскую суету и праздные разговоры. Воскресный день в целом требует от нас богоугодных дел, тем более в день Причастия. Стоит уделить время чтению Писания, молитве и делам милосердия.

Евхаристия, являясь сердцевиной духовной жизни, требует от нас в целом бдительного и пристального внимания к своим поступкам, словам и мыслям.

Протоиерей Димитрий Вылекжанин, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи, п. Оршанка (Йошкар-Олинская и Марийская епархия):

Благодать не растерять после Причастия можно в единственном случае: если ты будешь относиться к окружающим людям по любви. Где бы ты ни находился: в кафе, в магазине, на улице. Если ты будешь по любви относиться и будешь много разговаривать, благодать не уйдет, а даже увеличится в сердце. Как говорили святые отцы, можно молчать и рассеиваться, а можно говорить и быть в Духе. Поэтому главное – не грешить и быть в любви. Можно после Причастия и молчать, затвориться в келье, но мыслями можно нагрешить больше, чем на улице и в общении с людьми. Я думаю, что главное – с чувством и с любовью относиться к людям. 

Второй способ – благодать не уйдет, когда ты душой будешь все-таки в небе. Пусть телом ты будешь на земле общаться с кем-то, главное – душу не прилеплять ко всем земным интересам. Потому что если ты всей душой будешь прилепляться к земному, то, конечно, благодать уйдет. Надо в душе всегда хранить молитву, а телом и умом ты можешь делать все что угодно, только не грех.

Иерей Георгий Фирсов, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках, г. Москва:

У всех день складывается по-разному: кому-то, например, нужно на работу идти после Причастия. И если человек может себя контролировать, не говорить лишнего, может не заниматься глупостями, то, я думаю, и на работу после Литургии можно идти, и с друзьями встречаться. Конечно, я бы не стал ходить в клуб после Причастия или посещать слишком шумные места, напрямую связанные с грехом. А в житейском смысле встретиться с друзьями, посидеть в кафе – почему бы и нет, если ты в мирном, хорошем расположении духа. Если у тебя внутри сидит какой-то «зверек», то тебе будет всегда плохо – и после Причастия, и до.

Иногда советуют остаться в храме, помочь иконы протереть, подсвечники почистить, но позволю себе пошутить на эту тему. Я думаю, что отцы, которые так говорят, – это настоятели. Я призываю всех идти к маме, которую ты не видел две недели, к бабушке или кого-то посетить. Можно и в храм пойти, это тоже наша семья, и нужно участвовать в приходской жизни. Люди знакомятся, когда начинают мыть полы, окна, перебирать свечки. Это тоже полезно. Так что отцы настоятели, конечно, правы. Но если у тебя дома муж с детьми, не сварен суп, немытые полы или другие домашние дела, а ты при этом остаешься в храме на полдня, то я считаю, что так нельзя делать. Когда мы работаем шесть дней в неделю и в один выходной еще до вечера сидим в храме, мне кажется, что это преступление. Это будет категорически плохо для отношений. 

Иерей Леонид Кудрячов, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы, г. Оренбург:

Думаю, каждый священник знаком с жалобами прихожан на то, как трудно провести день Причащения безлюдно и в безмолвии. Хочется, но не получается! То соседка зайдет со своими разговорами, то родственники нагрянут в гости, то внуки, то нужно идти куда-то дела делать. Из-за этого благодать расплескивается, житейская суета быстро вытесняет высокодуховное состояние, приобретенное в храме.  Перетерпел раз, два, но сколько же можно?! Появляется раздражение на ближних, на обстоятельства, злоба, напряжение, т. е. совсем не те плоды, о которых говорит апостол Павел: «Любовь, радость, мир, долготерпение, благость…» (см.:Гал. 5: 22).

Что же делать? Как надежно отгородиться в день Причащения от мира и всего, что в мире? В какую пещеру спрятаться? Есть ли другой способ прожить день Причащения достойно и праведно? Мне кажется, есть.

Давайте порассуждаем над альтернативным вариантом.

Святые Дары – это ведь Сам Господь Иисус Христос. Он и есть наша благодать! Через причащение мы в Нем, а Он – в нас. Теперь зададимся вопросом: «Зачем Спаситель хочет соединения с нами?»

Простого ответа на этот вопрос не существует – недаром Причащение называется таинством. Для меня это событие настолько объемное и многогранное, что созерцать его удается только по одной грани за раз. В этот раз я думаю о том, что Господь установил практику Причащения, чтобы уйти и не уйти, вознестись и в то же время остаться с нами во все дни, до скончания века. Он продолжает жить на земле через Свое Тело – Церковь, Он поддерживает мистическую связь с членами Тела через Причащение.  

Итак, Господь Иисус Христос жил на земле 2000 лет назад, живет и сейчас в христианах. Из Евангелий мы знаем, что 30 лет Он провел в будничной святости, делая обычные житейские дела хорошо весьма. Затем три года Он служил людям, проповедуя истину и исцеляя больных. Наконец наступило время взять Крест и идти на Голгофу. И вот эти все варианты жизни Христа могут и будут проявляться в причастниках: будничная святость, служение ближним и испытания. А значит, приобщившись, не надо запирать Христа в квартире, не надо накрывать Его светильник горшком, незачем прятать Его от других людей. Царство Божие приблизилось и не должно отступать назад. 

Каждый раз, причащаясь, мы, члены Тела Христова, получаем импульс двигаться, действовать. Вот только действовать – страшно. А вдруг будет трудно, а вдруг нагрешишь, а вдруг что-то не получится?

Но давайте посмотрим на апостолов. Они причастились на Тайной Вечере, а затем им предстояло пройти ряд испытаний. Они ведь всё провалили! Они не смогли поддержать Христа во время Его молитвы в Гефсиманском саду – заснули. Они разбежались, когда Его взяли под стражу. Петр отрекся. Всё пошло не так. Если бы они рассуждали как современные православные прихожане, то решили бы, что лучше б вовсе не причащались, раз такие последствия. Или, по крайней мере, сделали бы вывод, что причащаться надо пореже «от греха подальше». Но они с тех пор стали причащаться каждый день Святого Воскресения и чаще.

Да, у нас могут быть ошибки, провалы, грехопадения, но на ошибках учатся. Учатся согласовывать свою жизнь с волей Христа, не противиться Ему, поддаваться Ему, доверять Ему, ставить Любовь на центральное место в жизни.

Иеромонах Димитрий (Першин), клирик кафедрального Вознесенского собора, г. Алма-Аты:

– Причащение – это участие в Тайной Вечере. Это общение со Христом, с Которым мы породнились в Таинствах Крещения и Миропомазания. Вот почему к Нему обращены молитвы священника у престола, но от лица всех верных, пришедших в храм. 

А после Причащения мы являем образ Христовой любви в этом мире. Мы исполняем ту миссию, которую Бог Отец доверил Своему Сыну разделить с нами. Поэтому, соединившись с Ним на Тайной Вечере, мы свидетельствуем о Том, Кому причастились, Кем живем и Кому служим.  

Мы стараемся не расплескать ту благодатную радость, что коснулась наших сердец, но приумножить ее в делах любви, заботясь о голодных, жаждущих, больных или заключенных в тюрьмах.

Ибо дистанция между нами и Богом – это расстояние между нами и теми, кто нуждается в нас. В этом великое счастье христианина – не нужно отправляться в паломничество, чтобы приблизиться к Богу. 

Достаточно сделать несколько шагов к уставшей жене, плачущему ребенку, растерянной старушке. Помыть вне очереди посуду, подмести пол, сделать уроки, не зависать в интернете, сыграть с подростками в волейбол или футбол, поговорить с ними о смысле жизни. Наконец, добраться до ближайшего дома престарелых или хосписа и включиться в это делание. 

Про чтение слова Божия я уже и не говорю, ибо оно освежает душу как родники в жару. 

И всё это – забота о ближних и дальних, верность слову и следование долгу – может быть растворено молитвой или хотя бы мысленным предстоянием пред Богом, пославшим в нашу жизнь тех людей и те обстоятельства, благодаря которым мы можем возрасти в Его меру. А Его мера – это мера Крестной любви.

Источник