Разным людям требуется разное количество пищи для поддержания своих физических сил – это зависит от возраста, телосложения, состояния здоровья, от тяжести выполняемой работы. В самой пище нет никакого греха, ибо это дар Божий. Грех же заключается в отношении к ней как к вожделенной цели, в поклонении ей, в сладострастном переживании вкусовых ощущений, разговорах на эту тему, в стремлении тратить как можно более денег на новые, еще более изысканные продукты. Вот в чем нужно исповедоваться.
Христианин должен всегда сдерживать себя от всякого излишества, стараясь все делать в меру необходимости и полезности, а все чрезмерное, приносящее душе вред – отсекать. Когда соблюдена мера в пище, то она служит подкреплением и дает силы для трудов во славу Божию, для занятий и телесных и духовных, дает силу совершать молитвы, коленопреклонения и т.д.
Лишение же себя необходимого количества пищи, т.е. неразумный пост, а также излишество отнимают силы, лишают человека возможности соблюдать четкий, душеполезный ритм своей жизни.
Услаждение вкусовыми качествами пищи очень вредит духовным занятиям, притупляя и вкус ко всему духовному, развивает сладострастие, желание искать все новых каких-нибудь чувственных ощущений, в душе поселяется чувство какой-то неудовлетворенности «серой» жизнью, человек начинает ждать и выискивать что-нибудь поярче, почувствительнее – уже не только в пище, но и в других отправлениях своей чувственности.
Поэтому от чревоугодия недалеко и до блудных разжений, все связано в человеке – и от одной страсти недалеко до других.
Так чревоугодие порождает и нарушения поста, а это уже удаляет человека от Церкви, от Бога. Чревоугодник не способен бороться со многими другими страстями, тогда как наоборот: пост – оружие против множества страстей.
Греховно также забывать молиться перед едой – особенно по причине нетерпеливого желания поскорее начать есть. Очень вредно есть от скуки, от уныния, от безделья.
Тяжкая страсть, стоящая по соседству с обжорством, – пьянство. Сколько горя повсюду приносит эта страсть – каждый знает. О том, как пагубно действует пьянство на здоровье, на психику, на отношения с близкими людьми – об этом много везде говорят и верующие и неверующие. Беда в том, что трудно бывает пьющему человеку избегать повода к выпивке и храниться подальше от спиртного, так как в обществе повсюду без питья не обходится ни одно событие – ни маленькое, ни большое, ни радостное, ни печальное. При этом все считают своим долгом внимательно следить за ближним, чтобы он пил, иначе боятся, что у того не будет «настроения».
Так бывает теперь и в среде людей верующих, тем более что для всякого христианина вино – вещество особое, как хлеб и елей, освященные тем, что часто применяются в богослужении; чистое красное вино и специально испеченный хлеб – просфоры – служат для совершения святого Таинства – Евхаристии. Поэтому и на праздниках христиан всегда бывает вино, и выпивать немного для того, чтобы приподнять праздничное настроение, – не грех, но в наше время так люди стали слабы, так не воздержны во всем, что почти всегда кто-нибудь напивается за таким праздничным столом.
Если раньше даже уставом в монастырях позволялось монахам выпивать до двух кружек вина за трапезой, то надо учитывать то, что люди тогда были гораздо сильнее и воздержаннее и на них вино не производило такого действия.
В наше же время надо быть крайне осторожным, и когда человек знает за собой слабость к выпивке, то должен заранее всегда настраиваться строжайшим образом – или вообще не прикасаться к вину, или же соблюдать точно меру. Часто теперь пьют вино в посты – но это явное нарушение, так как четко написано в церковных типиконах, когда пост бывает открыт вину – в случае какого-либо праздника.
Помни, брат, следующее: хотя вино поначалу и кажется вещью самой прекрасной и приятной, и безобидной, но бесы очень любят ловить слабых людей на эту приманку – часто и один стакан лишает бдительности, осторожности, и дьявол уже готовит сеть греха, в которую легко попадает тот, кто хоть немного даже забылся и расслабился. Каких только безумных поступков не творят люди в нетрезвом состоянии, часто прямо беснуются, в полную попадают зависимость от злых духов, прямо «пляшут под их дудку», часто и до самоубийства доводят бесы пьяниц. Господь прямо говорит в Святом Писании, что пьяницы не спасутся. Пьяница ищет в вине радости, веселья, хочет забыться, уйти от скорбей мира сего, но ведь та сила в вине – веселить и согревать сердце – это только слабое напоминание, слабый образ, сравнение с той радостью, духовным веселием, которым уже радуется и веселится каждый истинно верующий и исполняющий заповеди Христовы. Благодать Божия, которую источает учение евангельское, наполняющая каждого, кто внимает слову Божию и живет им, – вот вино, веселящее и пьянящее, и вводящее в Царствие Небесное!
Итак, просматривая этот краткий список грехов, вспоминай, что имеет отношение к твоей жизни; здесь далеко не все описано, что вредит душе и губит ее, но, задумываясь, заглядывая в себя – многое забытое греховное может всплыть в памяти, – так записывай же и спеши исповедовать!
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)