Тематические сайты, по благословению епископа Новокузнецкого и Таштагольского Владимира:

Соборование.РФ     Молитва.РФ      Пост.РФ     Война со страстями.РФ     Смерть поминовение.Рф     Епархия НВК


Как исповедовать гневливость и раздражительность?

Проявление этой страсти многие оправдывают причинами физиологическими, так называемой «нервностью» вследствие страданий и невзгод, выпавших на их долю, напряженностью современной жизни, трудным характером родных и близких. Хотя отчасти эти причины и имеют место, однако они не могут служить оправданием этой, как правило, глубоко укоренившейся привычки вымещать свое раздражение, злость, дурное настроение на близких. Раздражительность, вспыльчивость, грубость в первую очередь разрушают семейную жизнь, приводя к ссорам обычно из-за пустяков, вызывая ответную ненависть, желание отомстить, злопамятство, ожесточают сердца в общем-то добрых и любящих друг друга людей.

А как тлетворно действует проявление гнева на юные души, разрушая в них Богом данную нежность и любовь к родителям! Мы можем и должны гневаться только на собственные грехи и недостатки. Нил Синайский советует быть «кротким с людьми, но браннолюбивым с врагом нашим, так как в том и состоит естественное употребление гнева, чтобы враждебно противоборствовать древнему змию». И еще: «Кто памятозлобствует на демонов, тот не злопамятен на людей».

Даже спорить надо без ожесточения и гнева, так как раздражение тут же передается другому. Причиной гнева часто бывает высокомерие, гордыня, желание показать свою власть над другим, обличить его пороки, забывая о своих грехах. Перед исповедью надо вспомнить: не питаешь ли ты, брат, злобы на ближнего своего и примирился ли ты с ним в сердце своем? После обиды, нанесенной тобой кому-либо исправился ли ты перед ним, не осталось ли у другого на сердце скорби и огорчения? Вспомни и покайся, в чем согрешил, и по возможности до исповеди примирись, спроси прощения у того, кого опечалил, а об обидчиках помолись, желая им от сердца добра.

Там, где люди живут вместе долго, особенно в тесных условиях, бывают часто рядом диавол вселяет между ними распрю, ненависть друг ко другу, начинается постоянное раздражение, осуждение, даже отвращение, неприязнь. Все это дело злой страсти. Начинает казаться, что ближний ведет себя совершенно невозможно, все его действия кажутся крайне уродливыми, вызывающими, непристойными. Это известное бесовское искушение. Находя одну какую-нибудь легко раздражимую струнку в душе человека, диавол начинает все время направлять к ней свои подзуживания, клеветой и ложью подстрекая на гнев, пока уже не расшатает все струны души так, что она все время начинает легко отзываться на всякий гневливый помысел, – и так бесы, найдя себе лазейку в душе вскоре уже протаскивают в нее гору разных братоненавистнических чувств и так легко доводят человека чуть ли не до беснования, т.е. до лютой ненависти к ближнему.

Поэтому важно в самом начале очень внимательно следить за такими недоброжелательными помыслами, мелкими раздражениями, вспышками гнева – и сразу же пресекать их, исповедовать, если есть такая возможность, чтобы часто и ясно объявлять такие свои помыслы священнику. А он словом, советом может легко помочь отсечь подобные мысли и не дать болезни развиваться дальше.

Но крайне не полезно думать о том, чтобы разделиться с тем, на кого возникает такая озлобленность, – этого-то и ищет диавол. Надо стоять до конца, зная истинные истоки этого зла. Когда же человек, разжигаемый бесом злобы, негодует на ближнего и его самого ставит в вину, а не диавола и свою страсть, то он подобен, по слову отцов Церкви, глупому псу, в которого кидают камни и он кидается лая на них, кусает их, а того, кто кидает, не замечает. Итак, эта страсть также ныне очень развита, для исцеления ее требуется много внимания, борьбы, частого исповедания, смирения перед ближними, самоукорения, многих молитв с поклонами за себя и за тех, против кого идет брань.

Истинные христиане, те, кто всей душой желали послужить Господу своему и искали совершенного очищения сердца, часто намеренно искали себе или наставника, или брата с трудным, строгим или даже раздражительным характером, чтобы, живя рядом с ним, им приходилось постоянно смиряться и через это скорее научиться кротости и незлобию. Таких примеров довольно много встречается в житиях святых.

Архимандрит Лазарь (Абашидзе)