Перевод: Блаженны нищие духом, то есть смиренные; потому что их есть (то есть дано им будет) Царство небесное.
Первая заповедь блаженства есть и первое условие для духовной жизни. Быть нищим духом — значит ясно осознавать, что все, что у тебя есть, — получено от Бога, и что ты сам — ничто без Его благодати. «Нищие духом», по словам святого Иоанна Златоуста, — это те, которые постоянно помнят и сознают свое ничтожество перед Богом, смиряются духом и сокрушаются сердцем, укрощают всякую гордость и надменность в себе.
Нищета духовная называется смирением, а добродетель ее — смиренномудрием. Смиренномудрие или смирение есть основная христианская добродетель, потому что она противоположна гордости, а от гордости произошло все зло в мире.
Вопросы для исповеди:
Почитаешь ли Бога верховным Владыкой и источником всех благ?
Не отрицал ли Бога, Евангелия, таинства Церкви?
Всегда ли благодарил Господа за Его милости?
Не полагался ли на свои силы, не искал ли помощи у людей?
Не обращался ли к колдунам, магам, целителям, экстрасенсам?
Не приписывал ли своим заслугам, своим талантам, своим делам те блага, какие получал от Господа
Ждешь ли похвал за твои дела, достоинства, таланты, успехи или хотя бы их молчаливогопризнания?
Не завидуешь ли талантам, совершенствам, достижениям других?
Не пытался ли унизить, очернить, любым способом затушевать или перетолковать в худую сторону достоинства и заслуги других?
Не узнавал ли про их недостатки, не рассказывал ли про них другим людям?
Не осуждал ли их?
Не домогался ли возвышения, признания себя, своих дел и заслуг?
Есть ли у тебя желание поставить себя по отношению к ближним на положение слуги?
Просишь ли благословения Божиего в молитве на начало дня и всякого дела, на сон грядущий?
Отваживался ли на дела, превышающие твои силы?
Давал ли самооценку своих духовных подвигов?
Не делаешь ли добрых дел напоказ, скрываешь ли свои добрые дела от взоров человеческих, принося их всецело в жертву одному Богу?
Не стремишься ли к роскоши и пышности, желания выделиться из среды окружающих
Перевод: Блаженны плачущие (о грехах своих), потому что они утешатся.
В этой заповеди следует понимать под наименованием плача печаль и сокрушение сердца и действительные слезы о том, что мы несовершенно и недостойно служим Господу или даже заслуживаем Его гнев нашими грехами. В награду плачущим Господь обещает, что они утешатся, — получат прощение грехов, а через это внутреннее успокоение, получат и вечную радость, то есть вечное блаженство.
Вопросы для исповеди:
Если тебе случилось несчастье согрешить словом или делом, то сожалел ли ты об этом?
И скорбишь ли ты, что нарушил святую волю Всеблагого, Премудрого и Всемогущего Бога, Творца твоего, Промыслителя и Спасителя?
Оплакиваешь ли свои грехи?
Не беспечен ли в деле своего спасения?
Не испытываешь ли сердечного бесчувствия и охлаждения в деле своего спасения?
Плачешь ли, что осквернил и ежедневно оскверняешь в себе образ Божий своими грехами: неверием, гордостью, ненавистью, завистью, невоздержанием, пьянством и прочими страстями?
Плачешь ли, что только носишь имя христианина, а живешь как неверующий?
Плачешь ли, что твое сердце неустанно порывается делать все противное Господу, хотя и молишься, каешься, причащаешься святых Тайн?
Плачешь ли, что не приносишь Богу плода веры и любви, плода кротости и незлобия, плода воздержания, чистоты и целомудрия, плода милостыни и тому подобное?
Плачешь ли, когда впускаешь в сердце и услаждаешься нечистыми помыслами?
Плачешь ли, когда влеком гордостью, злобой, завистью, жадностью, скупостью?
Плачешь ли, когда чувствуешь к ближнему твоему или же противнику вражду, а не любовь?
Плачешь ли, когда пленяешься страстью пьянства, сребролюбия и любостяжания?
Плачешь ли, не слушая родителей, не подчиняясь начальникам или старшим?
Не предаешься ли неумеренному веселию и развлечениям, увлекаясь азартными играми, чтением пустых, а то и развратных книг, газет, журналов, смотрением телевизора, слушанием радио, посещением концертов, дискотек, кино и театра?
Перевод: Блаженны кроткие, потому что они наследуют (получат во владение) землю.
Кротость есть спокойное, полное христианской любви, состояние духа, при котором человек никогда не раздражается и никогда не позволяет себе ропота, не только на Бога, но и на людей.
Христианская кротость выражается, главным образом, в терпеливом перенесении обид, причиняемых другими, и есть свойство, противоположное гневу, злобе, самопревозношению и мстительности.
Высочайший пример кротости — Сам Господь наш, Иисус Христос, молившийся на кресте за Своих врагов. Он и нас учил не мстить врагам, но делать им добро. Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11,29).
Господь обещает кротким, что они наследят землю. Обещание это означает, что кроткие люди в настоящей жизни силою Божиею сохраняются на земле, несмотря на все козни человеческие и на самые жестокие гонения, а в будущей жизни они будут наследниками небесного отечества, новой земли (2 Пет. 3, 13) с ее вечными благами.
Вопросы для исповеди:
Стремишься ли ты быть кротким, имеешь ли терпение, без которого нельзя усвоить добродетель кротости, заповеданную нам Богом?
С терпением ли ты переносишь болезни, разные скорби и обиды?
Не раздражаешься ли на людей, когда они тебе говорят то, что тебе не нравится?
Не выражал ли свое раздражение в бранных словах, оскорбительных действиях, непослушании, упорстве?
Не слишком ли обидчив, гневлив и раздражителен по поводу всякого неприятного слова?
Проявлял ли раздражение к домашним, к родителям, детям, изводил ли мелочными придирками окружающих?
Раздражался ли замечаниями начальника или товарищей по работе?
Согрешаешь ли гневом?
Ругался ли в гневе непристойными словами? Не сквернословил ли, не упоминал ли имя сатаны? Не избивал ли людей или животных?
Не выдавал ли в гневе тайны близких? Не предавал ли то, что было доверено тебе по дружбе?
Не бываешь ли нетерпелив?
Не роптал ли на Бога за кресты, которые тебе посланы?
Не доходил ли в мыслях до отрицания бытия Божия, промысла Божия?
Не было ли у тебя необоснованных подозрений на близких, не обвинял ли ты их в чем-либо, что вызывало ссоры и вражду, жалобы и взаимные оскорбления?
Не впадал ли в уныние?
Не впадал ли в малодушие, не доходя даже до отчаяния?
Не был ли упрям, не желал в любом случае настоять на своем?
Не обижался ли на окружающих?
Есть ли в твоем сердце искреннее доброжелательство к своим врагам?
Не радовался ли их несчастиям или смерти?
Перевод: Блаженны алчущии и жаждущии правды (желающие правды), потому что насытятся.
Алчущие и жаждущие правды — это те, которые, глубоко сознавая свою греховность, то есть виновность перед Богом, горячо желают правды. Стараются угодить Богу жизнью своею по правде, то есть по Христову Евангельскому закону, требующему от христианина самой святой справедливости во всех их отношениях к ближним.
Выражение «алчущие и жаждущие» показывает, что стремление наше к правде настолько должно быть сильно, насколько сильно желание голодного и жаждущего утолить голод и жажду.
Алчущим и жаждущим правды Господь обещает, что они насытятся. Здесь разумеется насыщение духовное, состоящее во внутреннем, душевном мире, в спокойствии совести, в оправдании и помиловании. Это насыщение в здешней жизни, на земле, бывает только отчасти. Но алчущим и жаждущим правды больше всех Господь открывает тайны Царствия Своего, и сердце их и в этом мире наслаждается познанием открытых в Евангелии Божиих истин, то есть нашего православно-христианского учения.
Полное же насыщение, то есть полное удовлетворение святых стремлений человеческого духа (а отсюда и высшую радость, блаженство), они получат в будущей, вечной, блаженной жизни с Богом; как и говорит Псалмопевец, царь Давид: Насыщуся, внегда явитимися славе Твоей (Пс. 16, 15).
Вопросы для исповеди:
Читаешь ли ты дома Святое Евангелие?
Внимательно ли слушаешь чтение Святого Евангелия в храме?
Читаешь ли утренние и вечерние правила?
Не отвергаешь ли, не нарушаешь ли установленные Церковью посты из-за сластолюбия и невоздержания?
Стараешься ли поститься и духовно, обуздывая страсти, делая добрые дела?
Стараешься ли жить праведно, добродетельно, благочестиво?
Перевод: Блаженны милостивии, потому что они помилованы будут.
Эта заповедь объясняет, чем можно склонить Бога к помилованию нас, грешных. Для этого надо быть милостивым или милосердным — то есть быть сострадательным к другим, жалеть людей, попавших в беду или несчастье, стараться помочь им добрыми делами.
Вот что должны делать милостивые:
Накормить голодного.
Напоить жаждущего.
Помочь с одеждой тому, у кого нет денег для ее покупки.
Посетить находящегося в заключении.
Посетить больного, поухаживать за ним, помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти.
Принять в дом странника и предоставить ему отдых.
Похоронить умерших в бедности, в нищете.
А вот каковы духовные дела милости:
Увещанием обратить грешника от ложного пути (постараться пьяницу, блудника, неверующего отвратить от греха).
Неведомого научить истине и добру.
Подать ближнему добрый и благовременный совет тому, кто находится в затруднении или не видит угрожающей опасности.
Молиться о нем Богу.
Утешить печального.
Не воздавать за зло, которое сделали нам другие.
От всего сердца прощать обиды.
Милостивым Господь обещает в награду, что они сами будут помилованы; то есть на будущем суде Христовом к ним будет явлена особая милость праведного Судии: они будут избавлены от вечного осуждения за свои грехи, подобно тому, как они оказывали милосердие другим на земле (см.: Мф. 25, 31-46).
Вопросы для исповеди:
Подаешь ли ты милостыню?
Не отказывал ли в помощи, успокаивая себя, что те, кто просит о помощи, притворяются бедными, скрывают доходы, сбережения или же просто обманывают нас?
Посещаешь ли больных, чтобы утешить их, помочь советами и лекарствами, почитать им Святое Евангелие или какую-либо другую духовную книгу?
Помогаешь ли погрести умерших в бедности?
Стараешься ли неверующего научить истине и добру? Или, по крайней мере, побуждаешь ли его пойти к таким людям (пастырям), которые способны научить его этому?
Стараешься ли обратить грешника от его гибельных путей?
Не собираешь ли на черный день, не прячешь ли деньги и вещи от ближних?
Помогаешь ли бедным с непритворной любовью, с чувством благодарности к принимающему, помня, что «блаженнее даяти, нежели принимати»? «Если кто дает не с таким расположением, то лучше не давать, ибо это не милостыня, а напрасная трата…» — пишет святитель Иоанн Златоуст.
Помогаешь ли и заботишься о родителях? Не тяготишься ли кормить их, одевать и вообще покоить их старость? Обеспечены ли они всем необходимым?
Молишься ли за усопших родителей, подаешь ли за них милостыню?
Перевод: Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят.
Чистые сердцем — это те, которые не только явно не грешат, но и не имеют порочных, нечистых мыслей, желаний и чувств в своем сердце.
Чистота сердца — выше чистосердечия. Чистосердечие состоит в искренности и откровенности человека в отношении к ближним, а чистота сердца требует полного подавления порочных мыслей и желаний и постоянного памятования о Боге и Его святом законе.
Людям с чистым сердцем Господь обещает в награду, что они увидят Бога. Здесь, на земле, они увидят Его благодатно-таинственно, духовными очами сердца. Они могут видеть Бога в Его явлениях, образах и подобиях. В будущей же вечной жизни они будут видеть Бога так, как Он есть (1 Ин. 3, 2). А так как лицезрение Бога есть источник высочайшего блаженства, то обещание видеть, созерцать Бога есть обещание высшей степени блаженства.
Вопросы для исповеди:
Не услаждаешься ли ты в сердце блудными помыслами?
Не распаляешь ли в себе блудные желания, засматриваясь на красивые лица с вожделением, читая любовные романы, газеты, журналы, рассматривая соблазнительные фотографии, увлекаясь фильмами, телепередачами с нечистым, часто неприличным содержанием?
Не носишь ли соблазнительную одежду, не используешь ли косметику, чтобы привлечь к себе внимание?
Не рассказываешь ли неприличных историй, анекдотов, не слушаешь ли их сам?
Не совершал ли смертных грехов: блуда, прелюбодеяния и различных противоестественных грехов?
Перевод: Блаженны миротворцы, потому что они будут названы сынами Божиими.
Миротворцами называются те, кто старается жить со всеми в мире и согласии, кто пытается примирить враждующих, или, по крайней мере, молят Бога об их примирении.
Миротворцы своим подвигом уподобляются Единородному Сыну Божию Иисусу Христу, Который пришел на землю, чтобы примирить согрешивших людей с правосудием Божиим и поселить мир между людьми, вместо господствовавшей среди них вражды.
Миротворцам Господь обещает, что они назовутся сынами Божиими, то есть будут самыми близкими Богу, наследниками Божиими, сонаследниками Христу.
Вопросы для исповеди:
Стремишься ли к умиротворению себя самого? Стараешься ли приобрести душевный мир? Стремишься ли к тому, чтобы иметь в сердце дух радостный?
Отгоняешь ли от себя уныние?
Избегаешь ли осуждения других?
Прощаешь ли обиды?
Воздерживаешься ли от страстей?
Есть ли мир в твоей семье? На работе? Среди друзей и окружающих?
Не стремишься ли отъединиться, отгородиться от ближних?
Не нарушаешь ли ты мир своим упрямством и своенравием?
Нет ли у тебя желания властвовать, поучать других?
Не предпочитаешь ли ты свою выгоду выгодам или интересам ближних?
Жертвуешь ли своими выгодами и удобствами для сохранения мира?
Стремишься ли погасить возникший раздор или ссору? Ищешь ли примирения с тем, кто тебя обидел, прощаешь ли, если просят прощения?
Стараешься ли примирить враждующих?
Перевод: Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть Царство небесное.
Гонимые за правду — это истинно верующие, которые за твердое исполнение своих христианских обязанностей, за свою праведную и благочестивую жизнь терпят от нечестивых гонения, преследования, лишения и бедствия.
Гонения неизбежны для христиан, потому что мир ненавидит правду, ибо правда обличает злые дела, а люди мира полюбили зло больше благостыни. Сам Сын Божий был распят на кресте ненавистниками правды Божией и всем Своим последователям предсказал: Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин. 15, 20). Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы, — говорит апостол Павел (2 Тим. 3, 12).
Гонимым за правду, за их исповеднический подвиг, Господь обещает Царство небесное, то есть полное торжество духа, радость и блаженство в селениях небесных будущей вечной жизни (см.: Лк 22, 28-30).
Вопросы для исповеди:
Изучаешь ли ты закон Божий, основы православной веры?
Воспитываешь ли детей в религиозном духе, в любви к храму, веру в таинства Церкви?
Не сомневался ли сам в истинности Православной Церкви?
Не делился ли с другими своими сомнениями, не смущал ли их своими рассуждениями о Церкви?
Не осуждал ли священнослужителей, священноначалие?
Не общаешься ли тайно или явно с сектантами, раскольниками, обновленцами, с теми, кто осуждает священноначалие или пытается ввести в церковную жизнь свои самочиния?
Не сочувствовал ли их словам?
Не соглашался ли с теми, кто кощунственно осмеивал Церковь, таинства, обряды?
Не стеснялся ли товарищей, знакомых, соседей, боясь, что они узнают про твою веру?
Не стеснялся ли повесить дома иконы?
Не стеснялся ли носить нательный крест?
Не стеснялся ли перекреститься на улице, проходя мимо храма?
Не стеснялся ли перекреститься перед едой?
Не отрекался ли от Христа еще каким-нибудь образом?
Перевод: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах.
В последней, девятой заповеди Господь наш Иисус Христос называет особенно блаженными тех, которые за имя Христово и за истинную православную веру в Него терпеливо переносят поношение, гонение, злословие, клевету, издевательства, бедствия и самую смерть.
Такой подвиг называется мученическим. Выше подвига мученического ничего не может быть.
Мужество христианских мучеников нужно строго отличать от фанатизма, который есть ревность не по разуму, неразумная. Христианское мужество нужно также отличать от вызванной отчаянием бесчувственности и от напускного равнодушия, с которым некоторые преступники, по своему крайнему ожесточению и гордости, выслушивают приговор и идут на казнь.
Христианское мужество основано на высоких христианских добродетелях: на вере в Бога, на надежде и уповании на Бога, на любви к Богу и ближним, на всецелом послушании и непоколебимой верности Господу Богу.
Высоким образцом мученического подвига служат Сам Христос Спаситель, апостолы и бесчисленное множество христиан, которые с радостью шли на мучения за имя Христово.
Заканчивая самоиспытание по заповедям блаженства, каждый пусть спросит себя — любит ли он Господа Иисуса Христа, готов ли отдать душу за верность Спасителю и Его святому закону?