Тематические сайты, по благословению епископа Новокузнецкого и Таштагольского Владимира:

Соборование.РФ     Молитва.РФ      Пост.РФ     Война со страстями.РФ     Смерть поминовение.Рф     Епархия НВК


Епископ Александр (Милеант) «Покаяние называют вторым крещением, потому что оно смывает с человека скверну грехов»

Епископ Александр (Милеант) (1938 — 2005),  епископ Русской Православной Церкви заграницей, епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский, православный богослов, миссионер, духовный писатель.

Покаяние называют вторым крещением, потому что оно смывает с человека скверну грехов, совершенных после крещения. В этом таинстве верующий исповедует, т.е. открыто признает перед Богом, свои согрешения и получает через священника, как свидетеля исповеди, прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.

Еще Иоанн Креститель, подготовляя людей к принятию Спасителя, проповедовал «Крещение покаяния для прощения грехов. И крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Марк. 1:4–5).

Власть прощать грехи дал Сам Господь Иисус Христос, который сказал апостолам, а в их лице и продолжателям их дела, епископам и священникам: «Приимите Духа Святого, кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22–23).

Получив на это власть от Господа, Апостолы повсеместно совершали таинство покаяния, как читаем об этом в книге Деяний: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян. 19:18).

Для получения прощения грехов от кающегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное их исповедание, т.е. произнесение их вслух, с твердым намерением исправить свою жизнь.

В некоторых случаях на кающегося налагается «епитимия» (по греч. – запрещение), состоящее из благочестивых дел и некоторых лишений, направленных к преодолению греховных привычек.

Приступая к таинству Покаяния, надо понимать, что здесь важно не только осознание своей греховности, но необходимо еще и настроить свою волю к исправлению, желать и твердо решить бороться со своими дурными наклонностями. Сознавая себя грешником, кающийся просит Бога помочь ему стать лучше и дать духовные силы для борьбы с соблазнами.

Такое сердечное и искреннее покаяние нужно для того, чтобы действенность этого таинства простиралась не только на снятие грехов, но чтобы в раскрытую душу входило благодатное врачевание, помогающее верующему духовно расти и крепнуть.

Само высказывание вслух своих духовных болезней и падений перед духовником – исповедание грехов – имеет то значение, что в нем преодолевается гордыня – этот главный источник грехов, и чувство безнадежности своего исправления. Выявление греха на свет уже приближает к извержению его из себя.

Приступающий к таинству покаяния готовит себя к нему так называемым говеньем, т.е. молитвенным подвигом, постом и самоуглублением, с целью осознания своей греховности и необходимостью обдумать путь к исправлению.

В таинстве Покаяния навстречу кающемуся идет милость Божия, свидетельствующая устами пастыря-духовника, что Небесный Отец не отвергает идущего к Нему, как не отверг Он блудного сына и покаявшегося мытаря. Свидетельство это заключается в особых разрешительных словах, произносимых священником над кающимся.

Совершать исповедь желательно вечером, накануне Причащения, или до начала Божественной литургии, во время чтения Часов. На исповеди не нужно ждать вопросов священника, а надо самому перечислить свои грехи. Для этого необходимо подготовиться к исповеди дома: уединиться, собраться с мыслями и внимательно проследить свою жизнь. Надо поболеть душой за каждый греховный поступок, от всего сердца раскаяться в нем перед Богом и подумать, как исправить свою жизнь. Хорошо записать свои грехи на бумажку и прочесть их духовнику на исповеди, чтобы чего-нибудь не забыть.

Подходя к исповеди, кающийся делает перед аналоем поклон и целует лежащие на аналое крест и евангелие. Говорить надо откровенно, не затемняя неприглядности грехов общими выражениями (например, «во всем грешен» или «грешен против 7-й заповеди»). Исповедуясь, необходимо избегать самооправдания и попыток привести «смягчающие обстоятельства», как, напр., ссылки на третьих лиц, якобы введших нас в грех. Все это происходит от самолюбия и ложного стыда.

В конце исповеди, священник возлагает епитрахиль на преклоненную голову кающегося и читает разрешительную молитву, прося Бога простить все его грехи. Поцеловав крест, исповедовавшийся отходит от аналоя, взяв у священника благословение.

Знак принятого Богом покаяния – это чувства умиротворения, легкости и радости, которые испытывает человек после исповеди.

Источник: епископ Александр (Милеант) «Таинства Церкви»