Что самое главное в подготовке к Причастию?

Протоиерей Андрей (Ткачёв) (1969), проповедник и миссионер, телеведущий

Есть много информации на эту тему. Если коротко, то схема такова — пост и молитва.

Желательно быть на вечернем богослужении накануне того дня, когда вы планируете причаститься. Вообще богослужение начинается с вечера предыдущего дня, а Литургия заканчивает богослужебный день.

Необходимо подержать пост один или три дня до этого. Причём сегодня Церковь говорит нам, что, если вы держите все посты — Рождественский, Успенский, Петровский и Великий пост, а также ещё поститесь в среду и пятницу, то перед причастием три дня поститься вам необязательно. Вам хватит и одного дня. Здесь не надо себя сильно «запащивать». Здесь важнее блюсти сердце, нежели желудок.

Итак, держать посильный пост, присутствовать на вечернем богослужении, читать правила к причастию, вовремя прийти в храм на Литургию, поисповедоваться вечером накануне или в день причастия, получить допущение от священника к святой чаше.

Не будем забывать, что на службе нужно участвовать внимательно. Очень обидно, когда люди во время богослужения стоят в очереди на исповедь. Сначала — в очереди, потом — к чаше. Служба как бы мимо них проходят. Это какая-то обидная практика! Вообще-то храм — не для того, чтобы очередь отстоять, а, чтобы Богу молиться и воспевать Его, слышать чтение Апостола и Евангелия, пропеть «Верую» и весь канон… То есть принести Богу сердце. Поучаствовать в службе с усердием.

Иными словами, во время богослужения мы должны быть вовлечены в процесс всем своим умом и всем своим сердцем. А то выждал свою очередь, а потом пошёл к чаше…

Надо признать, мы порой упускаем из виду самое главное:«Первым примирись с тебя опечалившим…» То есть приходит человек на причастие, и его надо бы спросить: а ты примирился со всеми, кто тебя опечалил? Ведь если ты не примирился, то даже если ты все каноны вычитал, что толку?

К примеру, невестка может всю жизнь на свекровь злиться, исправно читать каноны и приходить на Причастие. И что это такое? Важно то, что находится внутри тебя — обиды, зависть, недовольство жизнью, злоба, празднословие, гнев, сквернословие… Человек думает, что он каноны вычитал и можно причащаться. Здесь гораздо важнее внутреннее состояние человека — умение примириться, простить, промолчать, сдержаться… Всё это имеет намного большее значение с точки зрения приготовления к причащению, чем какие-то внешние действия.

Надо уделять внимание и внешнему, и внутреннему. Но внутреннему — гораздо больше, чем внешнему. Христианство — это ведь не о внешних правилах и ритуалах. Христианство — это стремление к обновлению внутреннего человека. Иисус ведь пришёл, чтобы написать на скрижалях нашего сердца новый закон. Господь говорит через Иеремию: «Новый закон дам, вложу законы мои в сердца ваши и уставы мои в мысли ваши».

И тот, кто запишет внутри себя новый закон, и будет внутренне новым человеком. Именно поэтому крайне важно следить за своим внутренним состоянием. Псалом 50 гласит: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей».

То есть нутро должно быть обновлено Духом Святым. В этом вся суть.

Ещё один момент. Бывают случаи, когда человек готовился к причастию, постился, а потом съел что-нибудь — котлетку или пирожок. И что же — его теперь к причастию не допускать? Это будет несусветная глупость, если священник наругает прихожанина за сдобный пирожок. Пища входит в чрево, а не в сердце, говорит нам Евангелие. То есть не то зло, что входит в нас, а то, что выходит из уст наших. Ну, съел ты пирожок. Ну и что?.. Или такой момент: во время чистки зубов сглотнул немножечко воды. И что теперь — не причащаться что ли?

Священнослужители в этом отношении должны быть мудры, как Иисус Христос. Не нужно ставить барьеры там, где нет смысла их ставить. Есть серьезнейшие вещи — этакие бревна в глазу. Вот их и надо вынимать с усердием.

У нас такая жизнь тяжёлая, что, если мы начнем циклиться на каждой булочке, тогда нам точно конец. Это всё недостойно внимания серьезных людей. Слышите? Надо стараться быть выше всего этого. Ну, съел ты и съел. В другой раз получится не съесть. Это тебя от Христа не удаляет. Важно, чтобы ещё священник не удалил человека от Христа по столь мелочным основаниям.

Протоиерей Андрей (Ткачев)