В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)

Святитель Игнатий (Брянчанинов) В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)

Текст предоставлен правообладателемhttp://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=2477585 В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) и творений святых отцов: Сибирская Благозвонница; Москва; 2011 ISBN 978-5-91362-421-5

Аннотация «Исповедь – это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе. Исповедь – это Таинство… Горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе Крещение, и, следовательно, в покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости», – так объясняет нам значение Таинства святитель Игнатий (Брянчанинов). Труден путь покаяния, на нем нас подстерегает много опасностей и препятствий. А преодолеть их и очистить душу от грехов и страстей поможет эта небольшая книжечка, составленная по творениям святителя Игнатия. Выделяя страсти и их проявления, он не только подробно рассказывает о каждой, но и преподает нам уроки борьбы с ними. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.

Содержание

О добродетелях 5 1.

Воздержание 5 2.

Целомудрие 6 3.

Нестяжание 7 4.

Кротость 8 5.

Блаженный плач 9 6.

Трезвение 10 7.

Смирение 11 8.

Любовь 12.

Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями.

Пресыщение чрева 13 2.

Любодеяние 14 3.

Сребролюбие 15 4.

Гнев 16 5.

Печаль 17 6.

Уныние 18 7.

Тщеславие 19 8.

Гордость 20.

Дополнения из разных источников 22.

Грехи против Господа Бога 22

Грехи против ближнего 23

Грехи против самого себя 24

Грехи смертные, то есть делающие человека повинным вечной смерти, или погибели 25

Грехи хулы на Духа Святого 26

Грехи, вопиющие Небу об отмщении за них 27

Содомские грехи 28

Исповедь 29

Мытарства преподобной Феодоры 32

Мытарство первое 35

Мытарство второе 36

Мытарство третье 37

Мытарство четвертое 38

Мытарство пятое 40

Мытарство шестое 41

Мытарство седьмое 42

Мытарство восьмое 43

Мытарство девятое 44

Мытарство десятое 45

Мытарство одиннадцатое 46

Мытарство двенадцатое 47

Мытарство тринадцатое 48

Мытарство четырнадцатое 49

Мытарство пятнадцатое 50

Мытарство шестнадцатое 51

Мытарство семнадцатое 52

 Мытарство восемнадцатое 53

 Мытарство девятнадцатое 54

Мытарство двадцатое 55

 «В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)» 5 Святитель Игнатий (Брянчанинов) В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) и творений святых отцов О добродетелях

1. Воздержание

Воздержание от излишнего употребления пищи и пития, в особенности от употребле- ния в излишестве вина. Хранение постов, установленных Церковью. Обуздание плоти уме- ренным употреблением однообразной пищи, от чего начинают ослабевать вообще все стра- сти, а в особенности себялюбие, которое состоит в угождении плоти.

 2. Целомудрие

Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед, чте- ния развратных книг и рассматривания постыдных изображений, от произношения сладо- страстных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и еще более осязания. Скромность. Отвержение помышлений и мечтаний блудных. Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целому- дрия – ум, неколеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия – чистота, зрящая Бога. 

3. Нестяжание

Ограничение себя в жизни самым необходимым. Ненависть к роскоши и неге. Мило- сердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на Промысл Божий, что все нужное для жизни будет подано Богом. Спокойствие, свобода духа и беспопечительность.

4. Кротость

Уклонение от гневливых помыслов и от возмущения сердца яростию. Терпение. После- дование Христу, призывающему ученика Своего на Кр ест. Мир сердечный. Тишина ума. Твердость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие. 

 5. Блаженный плач

Ощущение падения, общего всем человекам, и собственной нищеты душевной. Сето- вание о них. Плач ума. Болезненное сокрушение сердца. Прозябающая от них легкость сове- сти, благодатное утешение и радование. Надежда на милосердие Божие. Благодарение Бога в скорбях, покорное их переношение от зрения множества грехов своих. Готовность терпеть. Очищение ума. Облегчение от страстей. Умерщвление миру. Желание молитвы, уединения, послушания, смирения, исповедания грехов своих. 

6. Трезвение

Усердие ко всякому доброму делу. Неленостное исправление церковного и домашнего правила. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами, помы- шлениями и чувствами своими. Недоверие к собственному разуму. Предоставление своих мнений на суд духовного отца. Непрестанное пребывание в молитве и размышлении о Свя- щенном Писании. Благоговение. Хранение себя от многого сна и изнеженности, праздносло- вия, шуток и острых слов. Любление нощных бдений, поклонов и прочих подвигов, доста- вляющих бодрость душе. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.

7. Смирение Страх Божий

Ощущение его при молитве. Крайнее смирение, видение себя недостой- ным, повинным праведному осуждению за грехи. Потеря всякой надежды на все и всех, кроме Бога. Глубокое познание себя. Изменение воззрения на ближних, причем они, без вся- кого принуждения, кажутся смирившемуся превосходнее его во всех отношениях. Явление мудрого простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обви- нение и укорение себя. Правдивость и прямота. Беспристрастие. Мертвость ко всему удаля- ющему от Бога. Умиление. Познание спасительного Таинства, сокровенного в Кресте Хри- стовом. Желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию. Отвержение и забвение лживых обычаев и слов, лукавства и лицемерия. Восприятие евангельского сми- рения. Отвержение премудрости земной, как непотребной перед Богом. Презрение всего, что в человеках высоко, то мерзость перед Богом (см.: Лк. 16, 15). Оставление словооправ- дания. Молчание перед обижающими. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского. Низложение всякого богопротивного помысла. Смиренномудрие, или духовное рассу- ждение. Сознательное и полное во всем послушание Святой Православной Церкви.

8. Любовь

Достижение во время молитвы, сопровождаемой страхом Божиим, любви Божией. Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение в ближних образа Божия и Христа; происте- кающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних, благоговейное почи- тание их о Господе. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, беспристрастная, радостная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам. Восхищение в молитву и любовь ума, сердца и всего тела. Несказанная радость духов- ная. Упоение духовное. Глубокий мир сердца, души и тела. Бездействие телесных чувств при молитве. Разрешение от немоты сердечного языка. Прекращение молитвы от духов- ной сладости. Молчание ума. Просвещение ума и сердца. Молитвенная сила, побеждающая грех. Мир Христов. Отступление всех страстей. Поглощение всех разумений все превос- ходящим разумом Христовым. Богословие. Познание во всем всесовершенного Пр омысла Божественного. Сладость и обильное утешение при скорбях. Зрение устроений человече- ских. Глубина смирения и уничиженнейшего о себе мнения… Конец бесконечен! 

   Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями

1. Пресыщение чрева Объядение, пьянство, нехранение и самовольное нарушение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее довольства и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям. 1 Заимствовано из святоотеческих писании. 

2. Любодеяние Блудное разжжение, блудные ощущения и пожелания тела, души и сердца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блу- дные мечтания и пленения. Осквернение истицанием. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладо- страстных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные проти- воестественные: малакия (рукоблудие), мужеложство (мужчина с мужчиной), лесбиянство (женщина с женщиной), скотоложство и им подобные.

3. Сребролюбие Любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах к обогащению. Мечтание о богатстве. Опасение старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на Его Промысл. Пристрастия или болезненная излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Жела- ние получать подарки. Присвоение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

4. Гнев Вспыльчивость, принятие гневных помыслов; мечтание в помыслах гнева и отмще- ния, возмущение сердца яростию, помрачение ею ума; непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего. 

 5. Печаль Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, небла- годарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от подвига многотрудной христианской жизни, поползнове- ние сойти с сего поприща. Уклонение от бремени креста – борения со страстями и грехом. 

6. Уныние Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церков- ного и молитвенного правила. Потеря памяти о Боге. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагогове- ние. Праздность. Излишнее успокоение плоти сном, лежанием и всякого рода негою. Иска- ние беструдного спасения. Перехождение с места на место с целью избегнуть тягот и лише- ний. Частые прогулки и посещения друзей. Празднословие. Кощунственные высказывания. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение запо- ведей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние. 

 7. Тщеславие Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных поче- стей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и роскошных вещей. Внимание к кра- соте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Занятие науками и искус- ством сего века ради временной, земной славы. Ложный стыд исповедовать грехи свои перед духовником. Лукавство. Самооправдание. Пр екословие. Следование своему разуму. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство страстям, бессовестность. Уподобление по нравам и жизни демонам. 

8. Гордость Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименный разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподража- тельного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Смерть души. Таковы недуги, таковы язвы, составляющие собою великую язву, ветхость ветхого Адама, которая образовалась из его падения. Об этой великой язве говорит святой пророк Исаия: От ног даже до головы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана паляща- яся: несть пластыря приложити, ниже елея, ниже обязания (Ис. 1, 6). Это значит, по изъ- яснению святых отцов, что язва2 – грех – не частная, не на одном каком-нибудь члене, но на всем существе: объяла тело и душу, овладела всеми свойствами, всеми силами человека. Эту великую язву Бог назвал смертию, когда, воспрещая Адаму и Еве вкушение от древа познания добра и зла, сказал: …Воньже аще день снесте от него, смертию умрете (Быт. 2, 17). Тотчас по вкушению плода запрещенного праотцы почувствовали вечную смерть: во взорах их явилось ощущение плотское, – они увидели, что они наги. В познании наготы тела отразилось обнажение души, потерявшей красоту непорочности, на которой почивал Дух Святой. Действует в глазах плотское ощущение, а в душе стыд, в котором совокупление всех греховных и всех постыдных ощущений: и гордости, и нечистоты, и печали, и уныния, и отчаяния! Великая язва – смерть душевная; неисправима ветхость, происшедшая после потери Божественного подобия! Великую язву Апостол называет законом греховным, телом смерти (Рим. 7, 23, 24), потому что умерщвленные ум и сердце вполне обратились к земле, служат раболепно тленным пожеланиям плоти, омрачились, отяготели, сами сделались пло- тию. Эта плоть уже неспособна к общению с Богом! (См.: Быт. 6, 3). Эта плоть неспособна наследовать блаженство вечное, Небесное! (См.: 1 Кор. 15, 50). Великая язва разлилась на весь род человеческий, соделалась достоянием злосчастным каждого человека. Рассматривая великую мою язву, взирая на умерщвление мое, исполняюсь горькой печали! Недоумеваю, что мне делать? Последую ли примеру ветхого Адама, который, уви- дев наготу свою, спешил скрыться от Бога? Стану ли, подобно ему, оправдываться, возлагая вину на соблазнивших меня? Напрасно – скрываться от Всевидящего! Напрасно – оправды- ваться пред Тем, Кто всегда побеждает, внегда судити Ему (Пс. 50, 6). Облекусь же, вместо смоковничных листьев, в слезы покаяния; вместо оправдания, принесу искреннее сознание. Облеченный в покаяние и слезы, предстану пред лицом Бога моего. Но где найду Бога моего? В раю ли? Я изгнан оттуда – и Херувим, стоящий при входе, не впустит меня! Самою тягостию моей плоти я пригвожден к земле, моей темнице! Грешный потомок Адама, ободрись! Воссиял свет в темнице твоей: Бог нисшел в доль- нюю страну твоего изгнания, чтобы возвести тебя в потерянное тобою твое Горнее Отече- ство. Ты хотел знать добро и зло: Он оставляет тебе это знание. Ты хотел сделаться яко Бог, и от этого сделался по душе подобным диаволу, по телу – подобным скотам и зверям. Бог, соединяя тебя с Собою, соделывает тебя богом по благодати. Он прощает тебе грехи. Этого мало! Он изъемлет корень зла из души твоей, самую заразу греховную, яд, ввергнутый в душу диаволом, и дарует тебе врачевство на весь путь твоей земной жизни для исцеления от греха, сколько бы раз ты ни заразился им, по немощи твоей. Это врачевство – испове- дание грехов. Хочешь ли совлечься ветхого Адама, ты, который Святым Крещением уже 2 Прп. Авва ДорофеИ. Поучение 1-е. С.

 21 облечен в Нового Адама, но собственными беззакониями успел оживить в себе ветхость к смерть, заглушить жизнь, соделать ее полумертвою? Хочешь ли ты, поработившийся греху, влекомый к нему насилием навыка, возвратить себе свободу и праведность? Погрузись в смирение! Победи тщеславный стыд, научающий тебя лицемерно и лукаво притворяться праведным и тем хранить в себе смерть душевную. Извергни грех, вступи во вражду с гре- хом искреннею исповедью греха. Это врачевание должно предварять все прочие; без него врачевание молитвою, слезами, постом и всеми другими средствами будет недостаточным, неудовлетворительным, непрочным. Поди, горделивый, к духовному отцу твоему – у ног его найди милосердие Отца Небесного! Только исповедь, искренняя и частая, может освободить от греховных навыков, соделать покаяние плодоносным, исправление прочным и истинным. В краткую минуту умиления, в которую открываются очи ума для самопознания, кото- рая приходит так редко, написал я это в обличение себе, в увещание, напоминание, наста- вление. А ты, кто с верою и любовию о Христе прочитаешь эти строки и, может быть, най- дешь в них что-нибудь полезное для себя, принеси сердечный вздох и молитву о душе, много пострадавшей от волн греховных, видевшей часто пред собою потопление и погибель, нахо- дившей отдохновение в одном пристанище: в исповедании своих грехопадений.

 Дополнения из разных источников Кратчайшая исповедь Грехи против Господа Бога

Верование снам, ворожбе, встречам и другим приметам. Сомнения в вере. Леность к молитве и рассеянность во время нее. Нехождение по лености в церковь, к исповеди и Святому Причастию. Лицемерие в Богопочтении. Хула или ропот на Бога в душе и на словах. Намерение поднять на себя руки. Упоминание имени Божия всуе. Неисполнение обещаний Богу. Кощунство над священным. Гнев с упоминанием нечистой силы. Нарушение постов и постных дней (среды и пятницы). Работа в дни больших церковных праздников. 

23 Грехи против ближнего Неусердие к своей должности или к своему делу. Непочтение к начальству или стар- шим по должности и возрасту. Непочтение к родителям. Небрежение о христианском воспи- тании детей. Неисполнение обещания человеку. Неуплата долгов. Отнятие силой или тайное присвоение себе чужого. Скупость на милостыню. Причинение обид ближнему. Напрасные подозрения. Пересуды. Оклеветание. Соблазнение на грех. Проклятие ближних. Незащище- ние невинного человека или правого дела с ущербом для них. Вражда и раздоры в семейной жизни. Гнев. Убийство.

24 Грехи против самого себя Пребывание в праздных или скверных мыслях. Желание зла ближнему. Лживость. Раздражительность. Строптивость. Самолюбие. Зависть. Ненависть. Жестокосердие. Памя- тозлобие. Мстительность. Сребролюбие. Страсть к наслаждениям. Сквернословие. Нетрез- вость и многоядение. Блуд. Противоестественные грехи. Неисправление своей жизни. Из числа всех сих грехов против десяти Заповедей Божиих некоторые, достигая в человеке высшей степени развития своего, переходя в порочные состояния и ожесточая его сердце нераскаянностью, признаются особенно противными Богу, смертными. С. (Брянчанинов). 

 Грехи смертные, то есть делающие человека повинным вечной смерти, или погибели

1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, сатанинская гордость до самообожения.

2. Несытая душа, или иудина жадность к деньгам, соединенная большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном. Воровство.

3. Блуд, или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцов- ское имение.

4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.

5. Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страст- ною привязанностью к различным увеселениям, по примеру Евангельского богача, который веселился во все дни.

6. Гнев непримирительный и решающийся на страшные преступления, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев. Убийство.

7. Леность, или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как например, во дни Ноя. 

Грехи хулы на Духа Святого Чрезмерное упование на долготерпение Божие или продолжение тяжко греховной жизни в самооправдании.

Лицемерное и лукавое отвержение покаяния. Отчаяние или противоположное упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге Отеческую благость и доводящее да самоубийства. Упорное неверие в Бога и истины веры, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже чудесами Божиими, отвергающее очевидную истину. 

Грехи, вопиющие Небу об отмщении за них Умышленное человекоубийство (в частности, аборты), а в особенности мерзки грехи отцеубийства, братоубийства и цареубийства.

Содомские грехи Несправедливое притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и обиды малолетних сирот. Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы. Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровию добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у сирот, военнослужащих и заключенных в темнице милостынь, пропитания и одежды, которые определены им, и вообще угнетение их. Огорчение и обиды родителям, доходящие до дерзких побоев. 

 Исповедь

Исповедаю аз многогрешный (имярек) Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и тебе, честный отче, вся согрешения моя и вся злая моя дела, яже содеях во все дни живота моего, яже помыслих даже до сего дне. Согрешил: обеты Святого Крещения не соблюл, но во всем солгал и непотребна себе пред Лицем Божиим сотворил. Прости мя, честный отче. Согрешил: пред Господом маловерием и замедлением в помыслах, от врага всевае- мых против веры и Святой Церкви; неблагодарностью за все Его великие и непрестанные благодеяния, призыванием имени Божия без нужды – всуе3 . Прости мя, честный отче. Согрешил: неимением ко Господу любви ниже страха, неисполнением святой воли Его и святых заповедей, небрежным изображением на себе крестного знамения, неблагого- вейным поведением, непочитанием святых икон; не носил креста, стыдился креститься и исповедовать Господа. Прости мя, честный отче. Согрешил: любви к ближнему не сохранил, не питал алчущих и жаждущих, не одевал нагих, не посещал больных и в темнице заключенных; Закону Божию и святых отцов пре- даниям от лености и небрежения не поучался. Прости мя, честный отче. Согрешил: церковного и домашнего правила неисполнением, хождением в храм без усердия, с леностью и небрежением; оставлением утренних, вечерних и других молитв; во время церковной службы – согрешил празднословием, смехом, дреманием, невниманием к чтению и пению, рассеянностью ума, исхождением из храма во время службы и нехожде- нием в храм Божий по лености и нерадению. Прости мя, честный отче. Согрешил, дерзая в нечистоте ходить в храм Божий и всякия святыни прикасатися. Прости мя, честный отче. Согрешил: непочитанием праздников Божиих; нарушением святых постов и нехране- нием постных дней – среды и пятницы; невоздержанием в пище и питии, многоядением, тайноядением, раноядением, пьянством, вкушал кровь животных, тунеядством4 ; своей воли и разума исполнением, самонравием, самочинием и самооправданием; непочитанием роди- телей, не воспитанием детей в Православной вере, проклинанием своих детей и ближних. Прости мя, честный отче. Согрешил: неверием, суеверием, сомнением, отчаянием, унынием, кощунством, кля- твопреступлением, плясанием, курением, игрой в карты, гаданием, обращался за помощью к колдунам и чародеям (экстрасенсам, гипнотизерам, целителям и т. д.), поминал живых за упокой, читал колдовские книги и заговоры. Прости мя, честный отче. Согрешил: гордостью, самомнением, высокоумием, самолюбием, честолюбием, зави- стью, превозношением, подозрительностью, раздражительностью. Прости мя, честный отче. Согрешил: осуждением всех людей – живых и мертвых, злословием и гневом, памя- тозлобием, ненавистью, зло за зло воздаянием, оклеветанием, укорением, лукавством, лено- 3 Всуе – напрасно, без причины, пользы.

 Тунедаром, незаконно; яствоядение. Даром есть хлеб лестью, обманом, лицемерием, пересудами, сплетнями, спорами, упрямством, нежеланием уступить и услужить ближнему; согрешил злорадством, зложелательством, злосетованием, оскорблением, насмешками, поношением и человекоугодием. Прости мя, честный отче. Согрешил: нетерпением болезней и скорбей, привязанностью к удобствам жизни сей, пленением ума и окаменением сердца, непонуждением себя на всякое доброе дело. Прости мя, честный отче. Согрешил: невниманием к внушениям совести своей, леностью к чтению Слова Божия и нерадением о стяжании Иисусовой молитвы, любостяжанием, сребролюбием, неправедным приобретением, хищением, воровством, скупостью, привязанностью к раз- ного рода вещам и людям. Прости мя, честный отче. Согрешил: осуждением и ослушанием отцов духовных, ропотом и обидой на них и неисповеданием пред ними грехов своих по забвению, нерадению и по ложному стыду. Прости мя, честный отче. Согрешил: немилосердием, презрением и осуждением нищих; хождением в храм Божий без страха Божия, рассеянной молитвой, молился, имея неприязнь на ближнего сво- его, с холодным сердцем, без внимания, без усердия и благоговения; уклонялся в ересь и сектантское учение. Прости мя, честный отче. Согрешил: празднословием, смехотворством, слушанием и воспоминанием нечистых песен, чтением книг развратных, рассматриванием соблазнительных картин, услаждением при воспоминании прежних грехов своих, соблазнительным поведением с желанием нра- виться и прельщать других, вольностью, дерзостью, потворством духу времени и мирским обычаям, противным вере Православной, терял время в пустых и праздных занятиях. Прости мя, честный отче. Согрешил: невоздержанием душевных и телесных чувств; нечистотою душевною и телесною; услаждением и медлением в нечистых помыслах, пристрастием, сладострастием, нескромным воззрением на жен и юношей. Прости мя, честный отче. Согрешил: леностью, расслаблением, негою, многоспанием, сладострастными мечта- ниями и осквернением во сне, пристрастными воззрениями, бесстыдными телодвижениями, прикосновениями, блудом, прелюбодеянием, растлением, рукоблудием, невоздержанием в супружеской жизни, невенчанным браком, детоубийством (склонял кого-нибудь к этому великому греху). Прости мя, честный отче. Согрешил: унынием, малодушием, нетерпением, ропотом, отчаянием в спасении, неимением надежды на милосердие Божие, бесчувствием, невежеством, наглостью, бес- стыдством, подсматриванием чужих грехов и подслушиванием чужих разговоров. Прости мя, честный отче. Согрешил: холодностью и бесчувственностью на исповеди, умалением своих грехов, вместо самоосуждения – обвинением ближних. Прости мя, честный отче. Согрешил: против Животворящих и Святых Таин Христовых, приступая к ним без должного приготовления, без сокрушения сердца и страха Божия. Прости мя, честный отче. Согрешил: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием – волею и неволею, ведением или неведением, в разуме и неразумии, и не перечислить всех грехов моих по множеству их. Но во всех сих открытых

 Мною, как и в грехах, неисповеданных мною по забвению, раскаиваюсь, и жалею, и впредь с помощью Божиею обещаюсь блюстись. Ты же, честный отче, прости мя и разреши от всех сих и помолись о мне, грешном, а в оный Судный день засвидетельствуй пред Богом об исповеданных мною грехах моих. Аминь. Грехи, исповеданные и разрешенные ранее, повторять на исповеди не следует, ибо они, как учит Святая Церковь, уже прощены, но если мы их снова повторяли, то снова в них нужно каяться. Надо в тех грехах каяться, которые были забыты, но вспомнились теперь. От кающегося требуется: Сознание своих грехов. Осуждение себя в них. Самообличение пред духовником. Покаяние не только словом, но и делом. Покаяние есть исправление жизни по Запове- дям Христовым. Для омытия грехов требуются сокрушение и слезы. Необходимо воз- ненавидеть прежние грехи. Желающим искренно и должным образом покаяться полезно прочесть о мытарствах. 

 Мытарства преподобной Феодоры Есть три места, о которых нужно помнить каждому христианину: – место, где много плачут; – место, где всегда плачут; – место, где никогда не плачут. Место, где много плачут, – это наша земля. Плачут маленькие дети, только появившиеся на свет; плачут молодые и старые от болезней, от скорбей, от сердечной муки, от грехов своих и чужих – в слезах родятся, в слезах проживают свой век и в слезах умирают. Место, где всегда плачут, в Священном Писании называется адом. Господь говорит, что там вопль, и плач, и скрежет зубов. Представьте себе мрачную подземную темницу, глу- бочайшую пропасть или ужаснейшую печь огня неугасимого – и заключенного там, горя- щего в пламени грешника! И только в Раю никогда не плачут. Здесь одна только благодать, одна радость, здесь нет ни болезней, ни воздыханий, но жизнь бесконечная. Мы на земле живем между Раем, где вечное ликование святых, и адом, где вечное муче- ние грешников. Какая участь ожидает каждого из нас после того, как душа расстанется с телом? Это зависит от того, как жили мы на земле, ибо все наши дела, слова и мысли не проходят бесследно, а контролируются и небом, и адом, и Богом, и диаволом. После смерти душа каждого человека проходит мытарства – истязания от злых духов, где они показывают все злые дела, совершенные человеком при жизни. В житии преподоб- ного Василия Нового (X в.) есть подробное описание всех двадцати мытарств, через которые проходит душа человека. В числе духовных чад преподобного Василия была Феодора, которая, приняв иноче- ский чин, отошла ко Господу. Одному из учеников преподобного, Григорию, пришло жела- ние узнать, где находится по своем преставлении Феодора, сподобилась ли она от Господа милости и отрады за свое нелицемерное служение святому старцу. Часто размышляя об этом, Григорий просил старца ответить ему, что с Феодорой, ибо твердо верил, что угоднику Божию все это известно. Преподобный Василий, не желая огорчить своего духовного сына, помолился, чтобы Господь открыл ему участь блаженной Феодоры. И вот Григорий увидел ее во сне – в светлой обители, полной небесной славы и неизре- ченных благ, которая была уготована Богом преподобному Василию и в которой водворена была Феодора по его молитвам. Увидев ее, Григорий обрадовался и спросил ее, как разлуча- лась душа ее с телом, что она видела при своей кончине, как проходила воздушные мытар- ства. На эти вопросы Феодора отвечала ему так: «Чадо Григорие, о страшном деле спросил ты, ужасно вспомнить о нем. Видела я лица, которых никогда не видала, и слышала слова, которых никогда не слыхала. Что я могу сказать тебе? Страшное и ужасное пришлось видеть и слышать за мои дела, но при помощи и по молитвам отца нашего преподобного Василия мне все было легко. Как передам тебе, чадо, ту муку телесную, тот страх и смятение, которые приходится испытывать умирающим! Как огонь сжигает брошенного в него и обращает в пепел, так мука смертная в последний час разрушает человека. Поистине страшна смерть подобных мне грешников! Итак, когда настал час разлучения души моей с телом, я увидела вокруг моей постели множество эфиопов5 , черных, как сажа или смола, с горящими, как уголья, глазами. Они 5 В виде эфиопов часто изображаются бесы. Подняли шум и крик: одни ревели, как скоты и звери, другие лаяли, как собаки, иные выли, как волки, а иные хрюкали, как свиньи. Все они, смотря на меня, неистовствовали, грози- лись, скрежетали зубами, как будто желая меня съесть; они готовили хартии, в которых были записаны все мои дурные дела. Тогда бедная душа моя пришла в трепет; муки смертной как будто не существовало для меня: грозное видение страшных эфиопов было для меня дру- гою, более страшной, смертью. Я отворачивала глаза, чтобы не видеть их ужасных лиц, но они были везде, и отовсюду неслись их голоса. Когда я совершенно изнемогла, то увидела подходящих ко мне в образе красивых юношей двух Ангелов Божиих; лица их были светлые, глаза смотрели с любовью, волосы на голове были белые, как снег, и блестели, как золото; одежды были похожи на свет молнии, и на груди они были крестообразно подпоясаны золо- тыми поясами. Подошедши к моей постели, они встали около нее с правой стороны, тихо разговаривая между собой. Увидев их, я обрадовалась; черные же эфиопы затрепетали и отошли подальше; один из светлых юношей с гневом обратился к ним со следующими сло- вами: «О бесстыдные, проклятые, мрачные и злые враги рода человеческого! Зачем вы все- гда спешите прийти к одру умирающих и, производя шум, устрашаете и приводите в смя- тение каждую душу, разлучающуюся с телом? Но не радуйтесь очень, здесь вы ничего не найдете, ибо Бог милостив к ней и нет вам части и доли в этой душе». Выслушав его, эфиопы заметались, подняв сильный крик и шум и говоря: «Как мы не имеем части в этой душе? А эти грехи чьи, – говорили они, показывая на свитки, где были записаны все мои дурные дела, – не она ли сделала вот это и это?» И, сказав это, они стояли, дожидаясь моей смерти. Наконец пришла и сама смерть, рыкающая, как лев, и очень страшная по виду; она похожа была на человека, но только не имела никакого тела и была составлена из одних голых чело- веческих костей. При ней находились различные орудия для мучений: мечи, стрелы, копья, косы, пилы, топоры и другие неизвестные мне орудия. Затрепетала бедная душа моя, увидев это. Святые же Ангелы сказали смерти: «Что же ты медлишь, освободи эту душу от тела, освободи тихо и скоро, потому что за ней нет многих грехов». Повинуясь этому приказанию, смерть подошла ко мне, взяла малый оскорд и прежде всего отсекла мои ноги, потом руки, затем другими орудиями отсекала постепенно прочие мои члены, отделяя состав от состава, и все мое тело омертвело. Загем, взяв теслу, она отсе- кла мне голову, и она сделалась для меня как бы чужая, ибо я не могла ею повернуть. После всего этого смерть сделала в чаше какое-то питье и, поднеся его к устам, насильно напоила меня. Питье это было так горько, что душа моя не могла этого вынести, – она содрогнулась и выскочила из тела, как бы насильно вырванная из него. Тогда светлые Ангелы взяли ее к себе на руки. Я обернулась назад и увидела свое тело, лежащее бездушным, нечувственным и недвижным, подобно тому, как если кто снимает с себя одежду и, бросив, смотрит на нее, – так и я глядела на свое тело, от которого освободилась, и весьма удивлялась этому. Бесы, бывшие в образе эфиопов, обступили державших меня святых Ангелов и кричали, показывая мои грехи: «Душа эта имеет множество грехов, пусть даст нам за них ответ!» Но святые Ангелы стали отыскивать мои добрые дела и, по благодати Божией, находили и собирали все, что при помощи Господней сделано было мною доброго: милостыню ли я когда подала, или накормила голодного, или жаждущего напоила, или одела нагого, или ввела странника в свой дом и успокоила его, или услужила святым, или посетила больного и находящегося в темнице и помогла ему, или когда с усердием ходила в церковь и молилась с умилением и слезами, или когда со вниманием слушала церковное чтение и пение, или приносила в церковь ладан и свечи, или делала другое какое-либо приношение, или вливала деревянное масло в лампады перед святыми иконами и лобызала их с благого- вением, или когда постилась и во все святые посты, в среду и пятницу не вкушала пищи, или сколько когда поклонов сделала и молилась по ночам, или когда всей душой обращалась к Богу и плакала о своих грехах, или когда с полным сердечным раскаянием исповедовала С. (Брянчанинов). «В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)» 34 Богу пред своим духовным отцом свои грехи и старалась их загладить добрыми делами, или когда для ближнего сделала какое-нибудь добро, или когда не рассердилась на враждующего на меня, или когда перенесла какую-нибудь обиду и брань, а не помнила их и не сердилась за них, или когда воздала добром за зло, или когда смиряла себя, или сокрушалась о чужой беде, или сама была больна и безропотно терпела, или соболела другим больным и утешила плачу- щего, или подала кому руку помощи, или помогла в добром деле, или удержала кого от дур- ного, или когда не обращала внимания на дела суетные, или удерживалась от напрасной кля- твы или клеветы и пустословия, и все другие мои малейшие дела собирали святые Ангелы, готовясь положить против моих грехов. Эфиопы, видя это, скрежетали зубами, потому что хотели похитить меня у Ангелов и отвести на дно ада. В это время неожиданно явился там же преподобный отец наш Василий и сказал святым Ангелам: «Господие мои, эта душа много служила мне, успокаивая мою старость, и я молился Богу, и Он отдал ее мне». Сказав это, он вынул из-за пазухи золотой мешочек, весь полный, как я думала, чистым золотом, и отдал его святым Ангелам, сказав: «Когда будете проходить воздушными мытарствами и лукавые духи начнут истязать эту душу, выкупайте ее этим из ее долгов; я, по благодати Божией, богат, потому что много сокровищ собрал себе своими трудами, и дарю этот мешочек душе, служившей мне». Сказав это, он скрылся. Лукавые бесы, видя это, находились в недоумении и, подняв плачевные вопли, также скрылись. Тогда угодник Божий пришел снова и принес много сосудов с чистым маслом, дорогим миром и, открывая один за другим каждый сосуд, вылил все на меня, и от меня разлилось благоухание. Тогда я поняла, что изменилась и стала особенно светла. Святой же опять обратился к Ангелам со следующими словами: «Госпо- дие мои, когда вы совершите все, что нужно для этой души, отведите ее в уготованный мне Господом Богом дом и поселите ее там». Сказав это, он сделался невидим, а святые Ангелы взяли меня, и мы по воздуху пошли на восток, поднимаясь к Небу. С. (Брянчанинов). «В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)» 35 Мытарство первое Когда мы восходили на высоту небесную, сначала нас встретили воздушные духи пер- вого мытарства, на котором испытываются грехи празднословия. Здесь мы остановились. Нам вынесли множество свитков, где были записаны все слова, какие только я говорила от юности моей, все, что было сказано мною необдуманного и, тем более, срамного. Тут же были записаны все кощунственные дела моей молодости, а также случаи праздного смеха, к которому так склонна юность. Я видела тут же скверные слова, которые я когда-либо говорила, бесстыдные мирские песни, и обличали меня духи, указывая время, и место, и лиц, с кем занималась я праздными беседами и, своими словами прогневляя Бога, нисколько не считала того за грех, а потому и не исповедовалась в том пред духовным отцом. Глядя на эти свитки, я молчала, будто лишенная дара речи, потому что мне нечего было им отвечать: всё, что было у них записано, было правдой, и я удивлялась, как это у них ничего не забыто, ведь прошло столько лет и я сама давно забыла об этом. Подробно и самым искусным образом испытывали они меня, и мало-помалу я всё вспомнила. Но свя- тые Ангелы, водившие меня, положили конец моему испытанию на первом мытарстве: они покрыли грехи мои, указав лукавым на некоторые из после бывших добрых моих дел, а чего недоставало из них на покрытие моих грехов, добавили из добродетелей отца моего препо- добного Василия и искупили меня из первого мытарства, и мы пошли далее. С. (Брянчанинов). «В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)» 36 Мытарство второе Мы приблизились к другому мытарству, называемому мытарством лжи. Здесь человек отдает отчет за всякое лживое слово, а преимущественно за клятвопреступление, за напрас- ное призывание имени Господа, за ложные свидетельства, за неисполнение данных Богу обетов, за неискреннюю исповедь во грехах и за все тому подобное, когда человек прибегает ко лжи. Духи в этом мытарстве свирепы и жестоки и особенно сильно испыты- вают проходящих чрез это мытарство. Когда они остановили нас, то начали со всеми подроб- ностями спрашивать меня, и я была уличена в том, что два раза солгала когда-то в самых малых вещах, так что не ставила себе того во грех, а также в том, что не один раз из-за стыда не всю правду сказала на исповеди своему духовному отцу. Уличив меня во лжи, духи при- шли в большую радость и уже хотели похитить меня из рук Ангелов, но они для покрытия найденных грехов указали на мои добрые дела, а недостающее пополнили добрыми делами отца моего преподобного Василия и тем выкупили меня из этого мытарства, и мы беспре- пятственно пошли выше. С. (Брянчанинов). «В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)» 37 Мытарство третье Мытарство, к которому мы пришли потом, называется мытарством осуждения и кле- веты. Здесь, когда остановили нас, я увидела, как тяжело грешит тот, кто осуждает своего ближнего, и как много зла, когда один клевещет на другого, бесславит его, бранит, когда ругается и смеется над чужими грехами, не обращая внимания на свои собственные. Грозные духи испытывают грешных в этом за то, что они предвосхищают сан Христов и делаются судьями и губителями своих ближних, тогда как сами неизмеримо больше достойны осу- ждения. В этом мытарстве я, по благодати Божией, не во многом оказалась грешна, потому что всю свою жизнь остерегалась, чтобы кого-нибудь не осудить, не наклеветать на кого, я не насмехалась ни над кем, никого не бранила; иногда только, слушая, как другие осуждали ближних, клеветали на них или смеялись над ними, в мыслях отчасти с ними соглашалась и, по неосторожности, к их речам прибавляла немного и от себя, но, одумавшись, тотчас удерживалась. Но и это испытывавшие меня духи поставили мне во грех, и только заслугами преподобного Василия святые Ангелы освободили меня из этого мытарства, и мы пошли выше. С. (Брянчанинов). «В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)» 38 Мытарство четвертое Продолжая путь, мы достигли нового мытарства, которое называется мытарством чре- воугодия. Навстречу нам выбежали скверные духи, радуясь, что к ним идет новая жертва. Внешний вид этих духов был безобразен, они изображали собой разные виды сластолюби- вых чревоугодников и мерзких пьяниц: несли блюда и чаши с яствами и разным питьем. Пища и питье по виду также были гнусны, походили на смердящий гной и блевотину. Духи этого мытарства казались пресыщенными и пьяными, они скакали с музыкой в руках и делали всё, что обыкновенно делают пирующие, и ругались над душами грешных, приводимыми ими к мытарству. Эти духи, как псы, обступили нас, остановили и начали мне показывать все мои грехи этого рода: ела ли тайно когда-нибудь или через силу и сверх надобности, или с утра, как свинья, без молитвы и крестного знамения, или в святые посты ела прежде времени, назначенного церковным уставом, или по невоздержанию вкушала пре- жде обеда, или во время обеда пресыщалась не в меру. Высчитали также мое пьянство, пока- зывая чаши и сосуды, из которых я напивалась, и прямо говорили: столько-то чаш выпила ты в такое-то время, на таком-то пиршестве, с такими-то людьми; а в другом месте выпила столько-то и дошла до беспамятства и рвоты, и столько-то раз пировала и плясала под музыку, хлопая в ладоши, пела песни и прыгала и, когда тебя приводили домой, изнемогала от безмерного пьянства; еще показывали мне лукавые духи те чаши, из которых пила я ино- гда поутру, в постные дни ради гостей или когда по немощи пила до опьянения и не считала того за грех и не каялась, а, напротив, еще и других соблазняла к тому же. Указали мне и на то, что в воскресные дни случалось мне выпить прежде святой Литургии, и многое тому подобное указывали мне из моих грехов по чревоугодию, и радовались, уже считая меня в своей власти, и намеревались отвести меня на дно ада; я же, видя себя обличенной и не имея ничего сказать против них, трепетала. Но святые Ангелы, заимствовав из сокровищницы преподобного Василия добрые дела его, покрыли мои грехи и изъяли из власти тех лукавых духов. Видя это, они подняли крик: «Горе нам! Пр опали наши труды! Исчезла наша наде- жда!» – и начали пускать по воздуху свертки, где были написаны мои грехи; я же была рада, и затем мы беспрепятственно пошли оттуда. Во время пути к следующему мытарству святые Ангелы вели между собой беседу. Они говорили: «Поистине великую помощь получает эта душа от угодника Божия Василия: если бы его молитвы не помогали ей, большую нужду пришлось бы ей испытать, проходя воздушные мытарства». Так говорили сопровождавшие меня Ангелы, и я взяла на себя смелость спросить их: «Господие мои, мне кажется, что никто из живущих на земле не знает, что здесь бывает и что ожидает грешную душу по смерти». Святые Ангелы отвечали мне: «Ужели Божественные Писания, читаемые всегда в церквах и проповедуемые служителями Божиими, мало говорят об этом! Только пристрастившиеся к земной суете не обращают на это внимания, находя особую прелесть в том, чтобы ежедневно есть до пресыщения и пьянствовать, делая таким образом своим богом чрево, не помышляя о жизни будущей и забывая слова Писания: Горе вам, насыщенные ныне, яко взалчете, и упи- вающиеся, яко возжаждете. Они считают Святое Писание баснями и живут в небрежении о своей душе, пируя с музыкой и песнями всякий день, как Евангельский богач, веселящийся светло. Но те, которые милостивы и милосерды, благодетельствуют нищим и убогим, полу- чают от Бога прощение грехов своих и за свою милостыню без особого истязания проходят мытарства, по слову Писания: Милостыня от смерти избавляет, и тая отпущает всяк грех. Творящие милостыню и правду исполняются жизни, а тем, кои не стараются милостыней очистить грехи свои, нельзя избегнуть этих испытаний, и темнообразные князи мытарств, которых ты видела, похищают их и, жестоко мучая, отводят на дно ада, и держат там в узах С. (Брянчанинов). «В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)» 39 до Страшного Суда Христова. И тебе самой невозможно было бы избежать этого, если бы не сокровищница добрых дел преподобного Василия, из которой были покрыты твои грехи». С. (Брянчанинов). «В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)» 40 Мытарство пятое Беседуя таким образом, мы дошли до мытарства, называемого мытарством лености, на котором человек дает отчет за все дни и часы, проведенные в праздности. Здесь же задер- живаются и тунеядцы, питающиеся чужими трудами и не хотящие сами ничего делать или берущие плату за невыполненную работу. Там же спрашивают отчет с тех, которые не забо- тятся о славе имени Божия и ленятся в праздничные и воскресные дни ходить к Божествен- ной литургии и другим службам Божиим. Здесь же испытываются небрежность и уныние, леность и нерадение о своей душе как мирских людей, так и духовных, и многие отсюда отводятся в пропасть. Много и меня испытывали здесь, и если бы не добродетели препо- добного Василия, восполнившие недостаток моих добрых дел, то мне не освободиться бы от долга лукавым духам этого мытарства за грехи мои; но они покрыли все, и я была взята оттуда. С. (Брянчанинов). «В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)» 41 Мытарство шестое Следующее мытарство – мытарство кражи. В нем мы недолго были задержаны, и немного добрых дел потребовалось на покрытие моих грехов, потому что я не совершала кражи, кроме одной, весьма малой, в детстве – по неразумию. С. (Брянчанинов). «В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)» 42 Мытарство седьмое После мытарства кражи мы пришли к мытарству сребролюбия и скупости. Но и это мытарство мы миновали благополучно, потому что я, по благодати Божией, не заботилась во время моей земной жизни о приобретении имения и не была сребролюбива, но доволь- ствовалась тем, что посылал мне Господь, не была и скупа, а что имела, то усердно подавала нуждающимся. С. (Брянчанинов). «В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)» 43 Мытарство восьмое Восходя выше, мы достигли мытарства, называемого мытарством лихоимства, где испытываются отдающие в рост свои деньги и чрез то получающие неправедные приобре- тения. Здесь же отдают отчет те, кто присваивает себе чужое. Лукавые духи этого мытарства тщательно обыскали меня и, не найдя за мной никакого греха, заскрежетали зубами; мы же, возблагодарив Бога, пошли выше. С. (Брянчанинов). «В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)» 44 Мытарство девятое Мы достигли мытарства, называемого мытарством неправды, где истязуются все неправедные судьи, которые суд свой ведут за деньги, оправдывают виновных, осуждают невинных; здесь же истязуются те, кто не отдает должной платы наемникам или при торго- вле употребляет неправильную меру и тому подобное. Но мы, по благодати Божией, беспре- пятственно миновали это мытарство, покрыв лишь немногими добрыми делами мои грехи этого рода. С. (Брянчанинов). «В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)» 45 Мытарство десятое Также благополучно прошли мы и следующее мытарство, называемое мытарством зависти. У меня вовсе не оказалось грехов этого рода, потому что я никогда не завидовала. И хотя испытывались здесь и другие грехи: нелюбовь, братоненавидение, вражда, ненависть, – но, по милосердию Божию, во всех этих грехах я оказалась невинна и видела, как яростно скрежетали зубами бесы, но не убоялась их, и, радуясь, мы пошли выше. С. (Брянчанинов). «В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)» 46 Мытарство одиннадцатое Подобным образом прошли мы и мытарство гордости, где надменные и гордые духи испытывают тех, кто тщеславен, много думает о себе и величается; особенно же тщательно здесь испытывают духи тех, кто непочтителен к отцу и матери, а также к поставленным от Бога властям: рассматриваются случаи неповиновения им, и прочие дела гордости, и тще- славные слова. Мне весьма и весьма мало потребовалось добрых дел, чтобы покрыть грехи по этому мытарству, и я получила свободу. С. (Брянчанинов). «В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)» 47 Мытарство двенадцатое Новое мытарство, которого мы потом достигли, было мытарство гнева и ярости; но и здесь, несмотря на то, что истязующие духи свирепы, немного они от нас получили, и мы продолжали наш путь, благодаря Бога, покрывающего мои грехи молитвами отца моего преподобного Василия. С. (Брянчанинов). «В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)» 48 Мытарство тринадцатое После мытарства гнева и ярости нам представилось мытарство, на котором немило- сердно истязуются те, кто в сердце своем питает злобу на ближнего и воздает злом за зло. Отсюда духи злобы с особой яростью низводят души грешных в тартар. На меня и здесь не оставило милосердие Божие: я никогда не имела ни на кого злобы, не помнила сделан- ного мне зла, но, напротив, прощала врагам моим и, насколько была в силах, обнаруживала свою любовь к ним, побеждая таким образом зло добром. Поэтому я ни в чем не оказалась грешной на этом мытарстве; бесы рыдали, что я свободно ухожу из их лютых рук; мы же в радости продолжали путь. На пути я спросила водивших меня святых Ангелов: «Господие мои, прошу вас, ска- жите мне, откуда эти страшные воздушные власти знают все злые дела всех людей, какие только живут в мире, так же, как и мои, и не только въявь сотворенные, но и которые знает только их соделавший?» Святые Ангелы отвечали мне: «Всякий христианин с самого Свя- того своего Крещения получает себе от Бога Хранителя, который невидимо охраняет чело- века, и во всю его жизнь, даже до смертного часа, наставляет на всякое доброе дело, и все эти добрые дела, которые человек творит во время своей земной жизни, записывает, чтобы он мог получить за них милость от Господа и вечное воздаяние в Царстве Небесном. Так и князь тьмы, желающий погубить род человеческий, приставляет к каждому человеку одного из лукавых духов, который ходит всегда вслед за человеком и наблюдает все его от юно- сти злые дела, поощряя их своими кознями, и собирает всё, что человек делает дурного. Затем он относит на мытарства все эти грехи, записывая каждый в соответствующее место. Отсюда и известны воздушным князьям все грехи всех людей, какие только живут в мире. Когда же душа разлучится с телом и стремится взойти на Небо к своему Создателю, тогда лукавые духи препятствуют ей, показывая списки ее грехов; и если душа имеет добрых дел более, нежели грехов, те они не могут ее удержать; когда же окажется на ней грехов более, чем добрых дел, то они удерживают ее на время, заключают в темницу неведения Божия и мучают, насколько попускает им сила Божия, до тех пор, пока душа, по молитвам Церкви и родных, получит свободу. Если же окажется какая душа настолько грешна и недостойна перед Богом, что теряется всякая надежда на ее спасение и ей грозит вечная гибель, то ее низводят в бездну, где она находится до Второго пришествия Господня, когда начнется для нее вместе с лукавыми духами вечное мучение в геенне огненной. Знай также, что таким путем испытываются только души тех, кто просвящен Святым Крещением. Не верующие же во Христа, идолослужители и вообще все, не ведающие Истинного Бога, этим путем не восходят, потому что во время земной жизни жили только телом, а душой уже погребены во аде. И когда они умирают, бесы без всякого испытания берут их души и низводят в геенну и пропасть». С. (Брянчанинов). «В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)» 49 Мытарство четырнадцатое Пока я беседовала таким образом со святыми Ангелами, мы вошли в мытарство, назы- ваемое мытарством убийства. Здесь истязуется не одно только разбойничество, но требуют отчета за всякую причиненную кому-либо кару, за всякий удар по плечам или по голове, по щеке или по шее или когда кто с гневом отталкивает от себя ближнего. Злые духи все это испытывают здесь с подробностями и взвешивают; мы же прошли это мытарство беспре- пятственно, оставив малую часть добрых дел на покрытие моих грехов. С. (Брянчанинов). «В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)» 50 Мытарство пятнадцатое Беспрепятственно прошли мы в следующее мытарство, где истязуются духами за чаро- действо, колдовство, обаяние, нашептывание, призывание бесов. Духи этого мытарства по виду своему похожи на четвероногих гадов, на скорпионов, змей и жаб; одним словом, страшно и мерзко смотреть на них. По благодати Божией, духи этого мытарства не нашли во мне ни одного подобного греха, и мы отправились далее; духи же с яростью кричали мне вослед: «Посмотрим, как ты уйдешь из блудных мест, когда придешь туда! Когда мы стали восходить выше, я спросила водивших меня Ангелов: «Господие мои, все ли христиане проходят эти мытарства и нет ли для кого-нибудь возможности пройти здесь без истязания и страха?» Святые Ангелы отвечали мне: «Для душ верующих, восхо- дящих на Небо, другого пути нет – все идут здесь, но не все бывают так испытываемы на мытарствах, как ты, а только подобные тебе грешники, то есть те, когорые из стыда не открывали искренно духовному отцу всех своих грехов на исповеди. Если же кто покается искренно во всех грехах, того грехи, по милосердию Божию, невидимо заглаживаются, и когда таковая душа проходит здесь, воздушные истязатели раскрывают свои книги и ничего не находят записанного за ней; тогда они уже не могут ни устрашить ее, ни причинить ей чего-либо неприятного, и душа в веселии восходит к Престолу благодати. И ты, если бы во всем раскаялась перед духовным отцом и получила от него разрешение, избежала бы ужасов прохождения по мытарствам; но помогает тебе еще то, что ты давно перестала тво- рить смертные грехи и уже много лет проводишь добродетельную жизнь, а главным образом помогают тебе молитвы святого Василия, которому ты усердно служила на земле». С. (Брянчанинов). «В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)» 51 Мытарство шестнадцатое Во время этой беседы мы дошли до мытарства, называемого блудным, где истязуется человек за всякое любодеяние и за всякие нечистые страстные помыслы, за согласие на грех, за скверные осязания и страстные прикосновения. Князь этого мытарства сидел на престоле, одетый в смрадную, скверную одежду, окропленную кровавой пеной и заменявшую ему царскую багряницу; перед ним стояло множество бесов. Увидев меня, они удивились, что я достигла их мытарства, и вынесли свитки, в которых были записаны мои блудные дела, начали перечислять их, указывая лиц, с которыми я грешила в молодости, и время, когда я грешила, то есть днем или ночью, и места, где соделала грех. Я не могла ничего им ответить и стояла, трепеща от стыда и страха. Святые Ангелы, водившие меня, начали говорить бесам: «Она давно уже оставила блудную жизнь и все это время проводила в чистоте и воздержа- нии». Бесы отвечали: «И мы знаем, что она перестала вести блудную жизнь, но ведь она не все открыла духовному отцу и не понесла от него епитимии, чтобы загладить прежние грехи, – поэтому она наша, а вы или уходите, или искупите ее добрыми делами». Святые Ангелы указали на многие мои добрые дела, а еще больше добрыми делами преподобного Василия покрыли мои грехи, и я едва избавилась от лютой беды. Мы пошли дальше. С. (Брянчанинов). «В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)» 52 Мытарство семнадцатое Следующее мытарство было мытарство прелюбодеяния, где истязуются грехи живу- щих в супружестве: если кто не сохранил супружеской верности, осквернил свое ложе – здесь должен дать отчет. Истязуются здесь также и те, кто грешен в похищении для блуда, в насилии. Здесь же испытывают лиц, посвятивших себя Богу и давших обет целомудрия, но не свой обет и впавших в блуд; истязание этих особенно грозно. На этом мытарстве я оказалась многогрешной, меня уличили в прелюбодеянии, и злые духи уже хотели похитить меня из рук Ангелов и отвести на дно ада. Но святые Ангелы много спорили с ними и едва искупили меня, оставив все добрые мои дела здесь до последнего и весьма много прибавив из сокровищницы преподобного Василия. И взяв меня от них, отправились далее. С. (Брянчанинов). «В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)» 53 Мытарство восемнадцатое После этого мы достигли мытарства содомского, где истязуются грехи, несогласные ни с мужским, ни с женским естеством, а также совокупление с бесами и с бессловес- ными животными, кровосмешения и другие тайные грехи этого рода, о которых стыдно и вспомнить. Князь этого мытарства, сквернейший из всех бесов, его окружающих, был весь покрыт смердящим гноем; безобразие его трудно описать. Все пылали яростью, поспешно выбежали нам навстречу и обступили нас. Но, по благодати Божией, ни в чем из сего греш- ной они меня не нашли и потому со стыдом убежали назад; мы же, радуясь, вышли из этого мытарства. После этого святые Ангелы сказали мне: «Ты видела, Феодора, страшные и скверные блудные мытарства. Знай, что редкая душа проходит ими без задержания, потому что весь мир лежит во зле соблазнов и скверн, и все люди сластолюбивы и склонны к блуду. Человек уже с ранней юности расположен к этим делам, и едва ли кто сохранит себя от нечистоты; немного умерщвляющих свои плотские прихоти и потому свободно проходящих через эти мытарства; большинство же здесь погибает: лютые истязатели похищают души блудников и, ужасно мучая их, отводят в ад. Ты же, Феодора, благодари Бога, что, по молитвам святого Василия, миновала эти блудные мытарства, и больше ты уже не встретишь задержки». С. (Брянчанинов). «В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)» 54 Мытарство девятнадцатое После блудных мытарств мы пришли к мытарству ересей, где истязуются люди за неправильные мнения о предметах веры, а также за отступничество от Православной веры, недоверие к истинному учению, сомнения веры, кощунство и тому подобное. Это мытарство я прошла без остановки, и мы были уже недалеко от врат небесных. С. (Брянчанинов). «В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)» 55 Мытарство двадцатое Но прежде чем мы достигли входа в Царство Небесное, нас встретили злые духи последнего мытарства, которое называется мытарством немилосердия и жестокосердия. Истязатели этого мытарства особенно жестоки, тем более их князь. По виду своему он сух, уныл и в ярости душит немилосердным огнем. В этом мытарстве без всякой пощады испы- тываются души немилосердных. И если кто оказался совершившим многие подвиги, соблю- давшим строго посты, неусыпным в молитвах, сохранившим чистоту сердца и умертвившим плоть воздержанием, но был немилосерд, немилостив, глух к мольбам своего ближнего – тот из этого мытарства низводится долу, заключается в адской бездне и не получает проще- ния вовеки. Но мы, по молитвам преподобного Василия, всюду помогавшего мне своими добрыми делами, и это мытарство прошли беспрепятственно. На этом кончился ряд воздушных мытарств, и мы с радостью приблизились к вратам небесным. Врата эти были светлы, как кристалл, и кругом видно было сияние, которое невоз- можно описать; в них сияли солнцеобразные юноши, которые, увидав меня, ведомую Анге- лами к небесным вратам, исполнились радости оттого, что я, покрываемая милосердием Божиим, прошла все воздушные мытарства. Они любезно встретили нас и ввели внутрь. Что я там видела и что слышала, Григорий, – это невозможно описать! Я приведена была к Престолу неприступной Славы Божией, который был окружен Херувимами, Серафи- мами и множеством Войск Небесных, восхвалявших Бога неизреченными песнями; я упала ниц и поклонилась невидимому и недоступному для ума человеческого Божеству. Тогда Небесные Силы воспели пресладкую песнь, восхвалявшую милосердие Божие, которое не могут истощить грехи людей, и послышался глас, повелевавший водившим меня Ангелам, чтобы они отвели меня смотреть обители святых, а также все муки грешных, и потом упо- коили меня в обители, уготованной для преподобного Василия. По этому повелению меня водили всюду, и я видела преисполненные славы и благодати селения и обители, пригото- вленные для любящих Бога. Водящие меня показывали мне в отдельности и обители апо- столов, и обители пророков, и обители мучеников, и обители святительские, и обители осо- бенные для каждого чина святых. Каждая обитель отличалась необыкновенной красотой, а по длине и ширине каждую я могла сравнить с Цареградом, если бы только они не были еще лучше и не имели множества пресветлых, не руками деланных комнат. Все бывшие там, видя меня, радовались моему спасению, встречали и целовали, прославляя Бога, избавив- шего меня от сетей лукавого. Когда мы обошли эти обители, меня низвели в преисподнюю, и там я видела нестерпи- мые муки, которые уготованы в аде для грешников. Показывая их, Ангелы, водившие меня, говорили: «Видишь, Феодора, от каких мук, по молитвам святого Василия, избавил тебя Гос- подь». Я слышала там вопли, и плач, и горькие рыдания; одни стонали, другие озлобленно восклицали: «Увы нам!» Были и такие, которые проклинали день своего рождения, но не было никого, кто бы пожалел их. Окончив осмотр мест мучений, Ангелы вывели меня оттуда и привели в обитель преподобного Василия, сказав мне: «Ныне преподобный Василий совер- шает по тебе память». Тогда я поняла, что пришла на это место покоя через сорок дней после моего разлучения с телом». Все это блаженная Феодора пересказала Григорию в сонном видении и показала ему красоту той обители и духовные богатства, которые снисканы многотрудными подвигами преподобного Василия; показала также Григорию Феодора и наслаждение, и славу, и раз- личные золотолиственные и обильные плодами сады, и вообще всё духовное веселие пра- ведных.