Молитва преподобного Ефрема Сирина – покаянная молитва, составленная в IV в., сопровождаемая земными поклонами. Молитва читается за седмичными богослужениями Великого поста, а по уставу должна читаться также и при совершении службы с «Аллилуия» в седмичные дни малых постов.
Эта молитва хотя и кратко, но вместе с тем ёмко и выразительно отображает одни из наиболее важных прошений, с которыми верующим, сознающим свою духовную нищету, стремящимся преодолеть страсти и пороки, необходимо обращаться к своему Господу, Подателю жизни и всяческих благ.
Преподобный Ефрем Сирин (ок. 306-373), христианский богослов, один из великих учителей Церкви IV века. Один из важнейших представителей сирийской поэзии, автор многочисленных христианских гимнов.
на церковнославянском языке:
Го́споди и Влады́ка живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми (земной поклон).
Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́ (земной поклон).
Ей, Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Аминь (земной поклон).
Бо́же, очи́сти мя, гре́шнаго (12 раз с поясными поклонами).
(Молитва читается с поклонами ещё раз с земным поклоном в конце).
на русском языке:
Господи и Владыка жизни моей! Не дай мне склонности к лени, к беспечности, к властолюбию и пустословию (земной поклон).
Чистоту же души, смирение, терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему (земной поклон).
Да, Царь Господи, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать брата моего; ибо благословен Ты в веки вечные. Аминь (земной поклон).
Боже, очисти меня грешного (12 раз с поясными поклонами).
(Молитва читается с поклонами ещё раз с земным поклоном в конце).
Эта покаянная молитва читается один раз целиком, с тремя земными поклонами после каждой части. Затем двенадцать раз произносится «Боже, очисти мя, грешнаго» с двенадцатью поясными поклонами, после чего молитва прочитывается вновь и завершается одним земным поклоном.
В первой части молитвы упомянуты четыре порока: праздность, уныние, любоначалие и празднословие.
Праздность – не что иное, как лень, пассивность, неспособность ценить и контролировать свое время, отсутствие целеустремленности, собранности, сосредоточенности. От праздности проистекает уныние – грех, который Иоанн Лествичник характеризует как «расслабление души» и «изнеможение ума». Бес уныния, по словам Евагрия, «есть самый тяжелый из всех бесов».
Любоначалие – это стремление начальствовать над людьми, возвышаться над ними. Любоначалие – разновидность гордости, которая есть «отвержение Бога» и «презрение людей».
Что же касается празднословия, то это широко распространенный порок, который многие даже не считают грехом: он заключается в том, что человек не следит за своими словами, проводит время в разговорах на суетные и праздные темы.
Четырем порокам противопоставляются четыре добродетели – целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь. Смиренномудрие, или смирение, по словам Исаака Сирина, есть «риза Божества»: в него облеклось Божественное Слово при вочеловечении, и всякий, кто облекается в него, уподобляется «Нисшедшему с высоты Своей, скрывшему добродетель величия Своего и славу Свою прикрывшему смирением, чтобы тварь не была попалена видением Его».
Терпение необходимо человеку как по отношению к ближним, так и по отношению к жизненным обстоятельствам, скорбям и испытаниям; подвиг поста тоже требует терпения. Наконец, вершиной всех добродетелей является любовь – тот дар Божий, который является пределом подвижничества.
В заключительной части молитвы говорится о том, что христианин должен видеть свои грехи и не осуждать ближнего. Одним из самых распространенных духовных пороков, на который указывал еще Христос в Евангелии (см.: Мф. 7:3) является неспособность или нежелание человека видеть собственные недостатки с одновременным осуждением других людей за их грехи и пороки.
В слове «О том, чтобы не судить ближнего» авва Дорофей пишет: «Нет ничего хуже осуждения». По словам подвижника, если ум человека «начинает оставлять свои грехи без внимания и замечать грехи ближнего», то человек в конце концов впадает в тот самый грех, за который осуждает другого. Великий пост – время, когда христианин призван сосредоточиться на самосовершенствовании, а не на исправлении пороков других людей.
Митрополит Иларион Алфеев