Ответ

Зависит ли действительность таинств от веры тех, кто к ним приступает?

На богословской конференции о Таинствах прозвучал доклад о святоотеческих основаниях учения о Таинствах (митрополита Каллиста). В частности, он сказал: «действительность Таинств не зависит от личной веры принимающих таинства». С Крещением еще ясно: если оно было принято, например, из суеверия, без веры, то в будущем человек может уверовать и жить согласно этому Таинству. А как понять «действительность Таинств независимо от личной веры» в отношении Евхаристии, Исповеди?

Ольга

20 декабря 2007г.

Уважаемая Ольга, мысль Владыки Каллиста сводится к тому, что таинства объективно совершаются в Церкви вне зависимости от немощи их совершающих и маловерия к ним приступающих. Евхаристия не перестает быть Евхаристией, и в этом отличие православного взгляда от протестантского: в зависимости от того, что думают приступающие о Святых Дарах, протестанты считают, что каждый принимает по своей вере. Одни – Тело и Кровь Христовы, другие – совершают воспоминания о Тайной вечери, третьи – вообще просто какой-то обряд. Для нас это истинное Тело и истинная Кровь Христа Спасителя. И утверждение объективной реальности и действительности таинств – один из постулатов православной сакраментологии.

Но от этого следует отличать действенность таинства – то есть благодатное его усвоение душой человека, которое зависит от меры его готовности и ответственности, о чем и апостол Павел говорит, в частности – что мы можем причаститься себе во осуждение: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.11:29).