ответ

Что делать, если мы не можем исполнить епитимью и воздержаться от близких отношений на сорок дней?

Мы живем в гражданском браке, что правильнее назвать блудным сожительством. Ходим в церковь, стараемся приблизиться к Богу, как можем. На Исповеди батюшка наложил епитимью на меня и на моего молодого человека: читать 40 дней канон покаянный ко Господу и поклоны. Я-то, может, и смогу это все исполнить. Но вот молодой человек говорит, что прочитать-то прочитает, но что 40 дней воздерживаться от блуда не сможет по духовной немощи (так как мы живем вместе то у него, то у меня). Я его только в храм-то привела. Всего полгода, как он стал интересоваться, разбираться во всем. Он был крещен глубоко в детстве, но никогда в церковь не ходил и ничего не знал про Православие. Но он еще совсем зеленый, вот только росточек его духовной жизни наметился. Он только стал тянуться к Богу, и говорит, что ему это непосильно пока. Батюшка, подскажите, как же нам быть? Мой молодой человек совершенно отчаялся и говорит, что теперь ему незачем ходить в храм, так как исполнить епитимью он не сможет по грешности. И вообще он грешный, а исправиться пока он не сможет (пока не поженимся). Женитьба зависит от количества скопленных денег на свадьбу — если Бог даст, то в конце лета. Я тоже отчаялась немного и понимаю, что мы с ним увязли в трясине. Прошу Вашего совета и молитв. Что будет, если мы не исполним епитимьи? Если мы будем читать канон, но вдруг упадем духовно и согрешим блудом опять, все-таки 40 дней, нам его дальше читать или о храме пока нужно забыть?
Анастасия, г. Москва.
 

Уважаемая Анастасия, я обычно по понятным причинам не комментирую действия других клириков. В данном случае я могу лишь подтвердить, что священник поступил вполне сообразно духу церковной дисциплины и смыслу канонов. Допускать до Причастия Святых Христовых Таин людей, находящихся, как Вы сами верно охарактеризовали, в блудном сожительстве и не имеющих решимости воздержаться от него на достаточный срок (скажем, до вступления в брак), — более чем затруднительно. Собственно, не очень и понятно, как допускать таковых до принятия Святых Христовых Таин. Это не жестокость какая-то, а памятование священника о том, о чем пишет в своих посланиях апостол Павел, — о возможности причащаться во осуждение. По смыслу слов апостола, это случается в тех ситуациях, когда человек подходит к Чаше в состоянии нераскаянного смертного греха — не просто непреодоленного, но и по отношению к которому человек внутренне знает, что он — сейчас по крайней мере — от этого греха избавиться не хочет или не может.

У меня больше вызывает ответные вопросы вторая часть Вашего письма. Вы пишете, с одной стороны, о тоске и внутреннем сокрушении оттого, что остаетесь вне церковной жизни, и что маленькие росточки, которые появились у вашего спутника в этом направлении, тем самым не смогут вырасти и заколоситься. С другой стороны, препятствием к тому, чтобы войти в полноту церковной жизни, Вы приводите недостаточность скопленных на свадьбу денег. То есть получается, что торжественность мероприятия, количество собранных гостей, необходимость выглядеть перед людьми как всем полагается и прочее перевешивает в сознании нашей души грех перед Богом.

А вот тут стоит подумать, что же для нас важнее: не уронить лицо, скопить достаточно денег, чтобы хватило на свадебную машину, на куклу на машине, на ресторан и множество гостей, или зарегистрироваться (или венчаться) без особенной пышности, внешнее тожество перенеся на какой-то более поздний срок. Например, к первой годовщине свадьбы или Венчания можно собрать людей, когда обстоятельства Вам это позволят. Может, Вам с Вашим молодым человеком об этом прежде всего подумать?