Тематические сайты, по благословению епископа Новокузнецкого и Таштагольского Владимира:

Соборование.РФ     Молитва.РФ      Пост.РФ     Война со страстями.РФ     Смерть поминовение.РФ     Крещение и Миропомазание.РФ     Епархия НВК


Ответ

Отлучает ли себя от Церкви «автоматически» человек, который не причащается больше трех недель (или месяца)?

Один священник сказал мне, что человек, который не причащается больше трех недель (или месяца), предает себя анафеме, то есть, как бы «автоматически» отлучает себя от Церкви. Однажды со мной такое уже было. После чего я должна была пойти на исповедь (исповедь была у этого самого священника). Насколько я поняла, подобная исповедь может быть только один раз. Если же еще раз случится так, что я не буду причащаться больше месяца, то уже никакая исповедь не спасет. Таких «пропусков» у меня пока ещё не было, но есть ощущение, что я как бы «привязана». Иногда даже боюсь перепутать . месяц я не причащалась или на неделю больше? Бывает и так, что я иду к причастию потому, что это необходимо по церковным законам, так сказать.Правильно ли то, что сказал мне этот священник? Я ведь руководствуюсь еще и тем, что, видимо, Богу было угодно, чтобы именно это я услышала от священника и не отходила от причастия больше, чем на месяц.
Нина.
 

Уважаемая Нина, верно, есть правило церковное, канон, согласно которому если христианин без уважительной причины пропускает три воскресных богослужения (не не причащается, а пропускает), то он на полгода отлучается от причастия. Не анафеме подвергается, ужас какой! Вы, наверное, не так поняли. Не думаю, что так мог сказать Вам священник; а если так сказал, то он сам забыл, чему его учили в семинарии, но думаю, что Вы, скорее, не так поняли. Конечно же, христианин должен стремиться не оставаться вне церковного собрания в воскресный и праздничный день и не потому, что это формальная дисциплина типа: пропустишь три раза — тебе отлучение, пропустишь месяц — анафема, а если полгода — вообще тебя в землю закопают. Не в этом же дело! А в том, если мы переживаем, стремимся не забывать, как пишет апостол Павел, что воскресение Христово — основа нашей веры, что если Христос не воскрес, вера наша тщетна. Но Он воскрес, и как нам каждое воскресенье, малую Пасху, если есть возможность хотя бы доползти до храма, не оказаться в Церкви Божией? Если для нас Рождество Спасителя не елки-иголки и не мишура с шариками, а воплощение Сына Божия, Его приход во вселенную для того, чтобы каждого из нас спасти. Как я могу в этот день на тусовку какую-нибудь пойти, а не в Церковь Божию в вертепе младенцу-Христу поклониться. То же касается и других праздников. Поймите, только кажется, что в Церкви очень много формальных предписаний. По большому счету в Церкви нет ничего формального и законнического ради формы и закона. Все уставы и предписания существуют только для того, чтобы указывать нам путь — вот этой дорогой иди, не сбейся, не оступись! Но не дай нам Бог воспринять уставы и предписания, их внешнее исполнение как цель нашей церковной жизни. Преподобный Серафим предупреждает нас от этого говоря, что цель христианской жизни — стяжание Духа Святого. Искание Бога Живого и к Нему прикосновение, но и в этом нам помогут, а не загораживать нас от Бога должны церковные уставы и правила. Так что не бойтесь, исповедуйтесь, причащайтесь, но конечно, старайтесь не пропускать зазря богослужения.