Эскиз Исповеди преподобного Никодима Святогорца (1749–1809)

О первой заповеди

   «Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския, от дому работы: да не будут тебе бози инии разве Мене» (Исх. 20, 2-3).

   Против этой заповеди согрешают безбожники, многобожники, те, кто отвергает промысл Божий, веря в судьбу и рок; все волшебники, гадатели, суеверы и все, кто ходит к ним[3]; еретики, кто не по православному верует в Троичного Бога. И, просто сказать, все те, кто более уповает на человека или на самих себя, а также на природные и приобретенные блага, чем на Бога[4].

 

О второй заповеди

«Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им» (Исх. 20, 4-5).

Против этой заповеди погрешают те, кто совершает непосредственное идолослужение, кланяясь твари вместо Творца, как нечестивые идолопоклонники, или опосредованно – в стремлении к веществу и мирским вещам, как корыстолюбцы, о которых сказал божественный Павел: «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол. 3, 5), — и к тому же пресыщающие чрево, о которых он сказал: «Их бог – чрево» (Фил. 3, 19). И просто, все, кто имеют лицемерное, а не истинное благочестие. И все те, кто ограничивают благочестие внешними предметами и небрегут о важнейшем в законе – суде, милости и вере (Мф. 23, 23)[5].

 

О третьей заповеди

«Не возмеши (то есть не помяни) имени Господа Бога твоего всуе: не очистит бо Господь приемлющаго имя Его всуе» (Исх. 20, 7).

Против нее погрешают богохульники. Те, кто дают клятвы, или преступают их, или принуждают других давать клятвы[6]. Кто каждый раз говорит: «Боже мой! Бог его знает!», — и другое подобное тому. Кто обещает Богу сделать какое-либо доброе дело, а потом не исполняет своих обещаний[7]; лжепророки и те, кто просит у Бога недолжного, согласно своей воле[8].

 

О четвертой заповеди

«Помни день субботный, еже святити его: шесть дний делай и сотвориши (в них) вся дела твоя: в день же седмый, суббота Господу Богу твоему» (Исх. 20, 8-10).

Против этой заповеди погрешают те, кто не ходит в церковь в воскресный день, на который перенес Господь ветхую субботу. И потому что Сам Он – Господь субботы (Мф. 12, 8), и не починяется никому. Потому что в этот день произошло Его Воскресение и обновление всего мира[9]. Кто не ходит в церковь также и в иные Господские и Богородичные праздники, в праздники святых, чтобы слушать божественные словеса. Или идут в церковь, но лишь по привычке, чтобы провести время, не внимая службе, но пустословят и беседуют о своих мирских делах. Кто от безмерного пожелания богатства работает в праздники или заставляет работать других[10]. Кто совершает в эти дни игрища, танцы, пирушки и драки, и подобные неуместные вещи. Кто обучен грамоте, но не читает в праздники священных книг. Те пастыри и предстоятели церквей, кто не поучает в эти дни народ[11]. Кто не дает от своих имений малейшую часть на сбор для нищих, который бывает в праздники. О чем пишет божественный Павел (1 Кор. 16).

 

О пятой заповеди

«Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли» (Исх. 20, 12).

Против нее погрешают те дети, которые не почитают своих родителей в следующих четырех предметах: почитании, любви, послушании и благодарности. Как и дети должны получать от них следующее: питание, добрый словесный совет, добрый жизненный пример на деле, охрану от злого общения, обучение грамоте или какому-нибудь искусству у добрых учителей и мастеров, а также телесное наказание для вразумления. Кто не почитает своих духовных отцов, архиереев, иереев, учителей и своих старцев в ангельском образе[12]. Рабы, не почитающие своих хозяев[13]. Подчиненные, не почитающие царей и своих владык[14]. И просто те, кто не почитает своих благодетелей[15].

 

О шестой заповеди

«Не убий» (Исх. 20, 13).

Против нее погрешают те, кто совершает телесное убийство либо рукой, либо посредством другого предмета, или советом, или своей помощью и побуждением[16]. Те, кто убивает душевно, как еретики, лжеучители и все те христиане, которые соблазняют других плохим примером своей жизни. Те, кто во время чумы, зная, что они заражены, общаются с другими и заражают их. Те, кто убивают самих себя. И просто все те, кто подвергает риску себя или других. Сюда относятся также гнев, зависть и другие страсти, которые становятся причиной убийства[17].

 

О седьмой заповеди

«Не прелюбы сотвори» (Исх. 20, 14).

Против этой заповеди погрешают не только прелюбодействовавшие с замужней женщиной ближнего, но и блудящие с незамужней. Потому что, согласно 4 правилу святого Григория Нисского, блуд вменяется как прелюбодейство. Те монахи, которые блудят или женятся. Те, кто падает в духовное прелюбодейство, то есть в ересь и злославие. Сюда относится чревобесие, песни, распутные и эротические зрелища, и все то, что относится к прелюбодейству[18].

 

О восьмой заповеди

«Не укради» (Исх. 20, 15).

Против этой заповеди погрешают явные воры, а также разбойники, насильники и грабители. Воры тайные, кто ворует тайно[19]. Воры-лжецы, как те торговцы и все те, кто обманывает других, продавая с помощью обманных весов и мер, а также используют тысячи других средств, кто использует ложь. Потому и Господь назвал торговцев разбойниками и ворами, сказав: «Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21, 13). Также и те, кто берет проценты[20]. Преступлением этой заповеди является и сребролюбие, к которому относятся страсти и грехи, рождающиеся от сребролюбия, о которых мы сказали[21].

 

О девятой заповеди

«Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна» (Исх. 20, 16).

Против нее погрешают те, кто приносят ложное и несправедливое свидетельство, чтобы нанести ущерб или повредить своему брату[22]. Те, кто питают подозрения на своего брата[23]. Те, кто осмеивают природные недостатки ума, или голоса, или лица, или других членов тела ближнего, потому что человек не является виновником этих недостатков. А также те судьи, которые либо по лицеприятию, либо за подарки, либо хорошо не исследуют дело и творят несправедливый суд[24].

 

О десятой заповеди

«Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего» (Исх. 20, 17).

Предшествующие пять заповедей, учащие обязанностям по отношению к ближнему[25], препятствуют человеку лишь во внешних словах и делах греховных. Настоящая же заповедь запрещает даже само внутреннее пожелание души. То есть запрещает желать греха в своем сердце, ибо это желание является причиной и корнем всех внешних слов и дел[26]. Против этой заповеди погрешают все те, кто хотя на деле и не берут чужой вещи, но желают душой и сердцем иметь ее, чем бы оно ни было: женой, животным, имением и другим чем[27].