Что нужно делать, чтобы правило ко Причастию не приедалось?

Что касается правила, Вы знаете, вместимость человеческой души у всех разная. Например, Патриарх Сергий (Страгородский) знал наизусть все каноны к Причастию и само правило к Причастию и прочитывал его перед служением по памяти, например, даже прогуливаясь. Есть некоторые люди, которые растягивают вычитывание правила на несколько дней, они таким образом готовятся.

Человек действительно многое запоминает наизусть. Усвоенная на память молитва может быть с тобой всегда. Например, из 12 молитв к Причастию я знаю наизусть 4. Прочитывая их по 3-4 раза подряд, одну за другой, я могу по дороге на службу разогреться для начала службы.

Смысл этих молитв состоит отнюдь не в том, чтобы их просто прочитать. Они должны войти в тебя, смыслы этих молитв должны жить в тебе, и они должны разогреть тебя и приготовить к службе. Вообще нужно молиться перед приходом в церковь. Вот ты, допустим, приехал в церковь, зашел и начинаешь молиться, но по-настоящему ты начнешь молиться только к середине службы.

А ты молись, когда только вышел из дома, пока будешь в метро ехать, пока на троллейбусе проедешься, пока пешком пройдешься. Читай «Помилуй мя, Боже», читай «Верую», читай «Живый в помощи Вышняго», еще что-то читай. И вот ты зашел в церковь, и ты уже разогретый.

Произнесли «Благословен Бог наш», и ты уже слушаешь часы, ты уже продолжаешь. Память уже стала цепкой, ухо стало внимательным. И ты уже цепляешься за эти слова, ты уже слушаешь, уже движешься.

«Благословенно Царство» сказали, а ты уже весь в молитве, все, у тебя служба уже давно началась. А если ты в храм пришел и только сейчас начинаешь молиться, то уже Херувимскую пропоют, а у тебя еще мультики будут в глазах. Уже скажут: «С миром изыдем», — а ты только начал. Так оно и будет.

Есть очень интересная вещь. Знаете пословицу: «Кто молится только тогда, когда он молится, тот никогда не молится»? Имеется в виду, что молиться нужно всегда, постоянно. Вот вы сейчас можете молиться, кстати. Я сейчас не могу молиться, я сейчас могу помнить Бога и, помня о Нем, открывая этот клапан памяти, говорить с вами с памятью о Нем, но обращаться к Нему я сейчас не могу. Мое сердце и уста заняты разговором с вами.

А вы и сейчас можете молиться. Каждый из вас может сейчас сидеть и молиться: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй нас. Господи, вразуми. Господи, помоги». Например, можете сейчас молиться: «Господи, открой мне то, что я не знал», или «Господи, дай нужное слово священнику, чтобы он нас всех научил».

Нужно всегда молиться, а не так: «Вот приду домой, надену платочек, открою молитвинничек и буду молиться». Нет, так не пойдет. Вот сейчас сиди и молись. Встанешь — молись, сядешь — молись. Шубу одел — молишься, шубу снял — молишься. О чем молишься, когда одеваешь шубу? «Одень меня, Господи, добродетелями. Да возрадуется душа моя о Господе. Облече бо мя в ризу спасения». Когда снимаешь пальто, о чем молишься? «В день смерти моей, когда тело с души снимется, пощади душу мою».

Когда открываешь дверь, куда угодно, молись: «Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородица, — про себя, в голове, — надеющиеся на Тя да не погибнем». По лестнице идешь наверх, читай: «Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворшего небо и землю».

Когда умываешь руки или лицо, или просто встаешь в душ, молись: «Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою». Намыливаешься, проси: «Очисти мя, грешнаго». Не пой арию из оперы «Турандот», а читай так: «Очисти мя, Спасе, многая беззакония моя». За стол сел, ковыряешься вилкой в салате, говори: «Иисусе, пища крепкая, насыти меня, алчущего. Иисусе, питие неисчерпаемое, напой меня, жаждущего».

Молиться нужно всегда, всем всегда нужно молиться. Конечно, у каждого получаться будет по-разному, но стремиться к этому нужно каждому. И тогда ты будешь в молитве жить, в молитве на Литургию заходить, с молитвой с Литургии уходить, и ты будешь человек молитвы. А не так, что ты пришел, постоял, ничего не понял и вышел.

Вот такие поросята и ходят по улицам, не зная, зачем живут. Смысл жизни там, где Христос, а Он везде, на самом деле. Где Его нет? Тихон Задонский, кстати, говорит: «Все, что есть кругом, это все Господь».

Иоанн Кронштадтский нюхал с утра цветочек в палисаднике и, когда читал утренние молитвы, он целовал какую-нибудь ромашку, или какой-нибудь бессмертник, или какую-нибудь розочку и говорил: «Целую руку, сотворившую тебя, цветочек. Целую руку, тебя создавшую». Ему хорошо было, звезды видел человек.

Он говорил: «Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли. Когда увижу небеса, и звезды, и Луну, то думаю, что есть человек, что Ты помнишь его, что Ты посещаешь его». Это как бы слова из 8-го псалма, одним словом.

Православный человек — это человек, который помнит о Боге всегда, ну, стремится, по крайней мере, к этому. А когда он забывает о Боге, то начинает грешить и говорит: «Ой, забыл я Тебя, Господи, прости меня. Солнце правды скрылось из глаз моих, и я попал во тьму, и опять там, во тьме, споткнулся, упал и шишку набил». Так же бывает?

Протоиерей Андрей (Ткачев)