Наставления для подготовки к Причастию

Аркадий (Остальский) (1889-1937), епископ Бежецкий, священномученик, причислен к лику святых Русской Православной Церкви в 2000 году.

«О Таинстве Евхаристии. Почему Евхаристия — это жертва?»

«Здесь тайна, здесь вера. Верующий человек не боится тайн, потому что религия неизбежно предполагает тайны. Если бы не было тайн, то не было бы и веры, потому что мы верим в то, что превышает наше обычное естество, мы верим в то, что выше нашей естественной жизни, и что должно неизбежно быть для нас таинственным. И если вера наша, наша религия полна тайн, если, чем больше наша вера, тем больше этих тайн, то, конечно, особенная тайна присуща этому величайшему таинству христианской жизни, таинству Божественной Евхаристии».

 

Иларион (Алфеев) (1966), митрополит Будапештский и Венгерский, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, доктор богословия, писатель, проповедник.

«Причастие: Таинство радости»

«Причастие — это не религиозный долг, оно должно быть желанным, а не тягостным. К нему христианин должен стремиться, жаждать его. Если мы любим человека, а нам скажут: «Вот и хорошо! И встречайтесь с ним раз в год», мы удовлетворимся таким советом? Конечно, нет!»

 

Александр (Милеант) (1938 — 2005), епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский (Русская Православная Церковь Заграницей), богослов, миссионер, духовный писатель.

«Причастие — мощный источник духовного обновления и внутренних сил для верующего»

«Однако, более частое причащение не должно служить поводом к потере благоговения к этому величайшему Таинству. К нему следует всегда подходить с соответствующей подготовкой: очищением совести от грехов, молитвой и духовной собранностью».

 

Савва (Мажуко) (1976), архимандрит, насельник Свято-Никольского монастыря в Гомеле, публицист, писатель, телеведущий.

«Так просто убедиться в том, что есть Бог: подойди к Чаше и просто причастись»

«Чаша Причастия — это Чаша доверия»

«Как вообще в литургии сочетаются эти два невероятных состояния: детской мирной радости и священного трепета? Всё очень просто. Не с безликой святыней, не с грозными космическими стихиями мы сходимся в Евхаристии. К нам навстречу идёт Живой Бог, наш настоящий и подлинный Отец, любящий и нежный. Это Он касается нас, Его Кровь обновляет наши души, Его Дух оживляет наши тела. Страшно. И – радостно»

 

Артемий Владимиров (1961), протоиерей, проповедник, миссионер, член Союза писателей России.

«Причастие — оставление грехов, исцеление души и тела и жизнь вечная!»

«Что воздам Господеви моему? – Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс. 115: 3–4). Итак, Таинство Причащения – это та несущая конструкция мира, та вертикаль, благодаря которой небо и земля стоят на их основаниях».

 

Петр (Мещеринов) (1966), игумен, настоятель церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» в селе Долматово, подворья Московского Данилова монастыря; катехизатор, миссионер, публицист, переводчик.

«Причастие — спасение от нелюбви»

«О Таинстве Евхаристии»

«Но ни в коем случае Таинство причащения не может и не должно пониматься магически – как «прививка» ребёнку от болезней, как некий обязательный обряд или как муторная и тяжелая «обязанность» христианина. Возможность причащения Христу – это великий и бесценный дар…»

 

Нектарий (Морозов) (1972), игумен, благочинный Петропавловского округа Саратовской епархии, руководитель епархиального информационно-издательского отдела, писатель.

«Недостоин Причастия тот, кто считает себя достойным»

«Ведь у Господа одно желание о нас – изменить нас, исправить нашу жизнь, сделать нас достойными Царствия Небесного. И если мы того же от Причастия ждем, оно не будет нам в осуждение»

 

 

Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347-407). «Как следует приступать к таинственной трапезе»

«…это таинство делает для тебя землю небом. Раскрой же врата неба и взгляни на них – на врата даже не неба, но неба небес… покажу тебе не ангелов, не архангелов, не небо и небеса небес, но самого Владыку их. Видишь ли, как ценнейшее из всего открыто для тебя на земле? И ты не только видишь, но и касаешься, и не только касаешься, но и вкушаешь».

 

Святитель Феофан Затворник (1815-1894), епископ Русской Православной Церкви, богослов, публицист-проповедник. Прославлен в лике святителей. «Кающийся приступает к Таинству святого Причащения»

«По заведенному у нас порядку, после исповеди до причащения не много проходит времени: большею частию только вечер, утро и Литургия. В эти моменты и позаботиться надобно сохранить благонастроение, принесенное из храма после исповеди, и применить к общению с Господом во святом причащении».

 

Митрополит Владимир (Иким) (1940), епископ Русской Православной Церкви, митрополит Омский и Таврический, писатель, проповедник. «Об ответственности приступающих к Причащению»

«Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11, 26)

 

Митрополит Иларион Алфеев (1966), председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. «О Евхаристии»

«Практика редкого причащения, только по большим праздникам или в посты, а то и раз в год, возникла по мере ослабления в Церкви духа евхаристического благочестия, когда одни стали избегать причащения из чувства собственного недостоинства (как будто, причащаясь редко они становились более достойными), а для других причащение превратилось в формальность – «религиозный долг», который надо исполнить». 

 

Епископ Владимир Агибалов (1966), архиерей Русской православной церкви, епископ Новокузнецкий и Таштагольский. «О подготовке ко Причастию»

«Причащайтесь чаще и не говорите, что вы недостойны. Используйте Причастие как инструмент обретения достоинства, как лекарство от греха, и Господь, пребывая в вас, исцелит, направит, утешит и дарует жизнь вечную».

 

Протоиерей Алексий Уминский (1960), священник Русской Православной Церкви, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, публицист, на священство был благословлен архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), в 2010 году удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени. «Как правильно молиться перед Причастием, чтобы это было настоящей подготовкой к таинству?»

«Я читаю пустой текст, не вызывающий во мне отклика, — ради чего? Не важно, сколько я прочел, мне важно подготовиться ко Причащению Святых Христовых Таин. Как я это делаю, каким образом себя готовлю — вот в чем дело, а не в вычитывании положенного».

 

Протопресвитер Александр Шмеман (1921-1983), богослов, автор ряда книг. «Значение приготовления к Причастию»

«Но что мешает нам читать одну или несколько благодарственных молитв в течение первых дней после воскресной Евхаристии, а приготовительные молитвы ко Св. Причащению в течение второй половины недели, вводя, таким образом, осознание Таинства в нашу повседневную жизнь, обращая все к принятию Святых Даров?»

 

Протоиерей Александр Ильяшенко (1949), сотрудник сектора Синодального Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. «Как готовиться ко Святому Причащению»

«Молитвенное правило перед причастием тоже не должно быть непосильным. Ведь это все происходит, повторяю, на фоне большой нагрузки на работе, в семье и так далее. Есть утреннее и вечернее правило. Исполняешь их – хорошо».

 

Иеромонах Дорофей Баранов (1977), насельник Иргизского Воскресенского мужского монастыря, постоянный автор портала «Православие.RU». «Основные правила подготовки к Таинству Причастия»

«Бог может вселиться только в чистое сердце, поэтому основная цель подготовки — осознание своих грехов, исповедание их перед Богом и духовником и решимость оставить грехи (страсти), или, по крайней мере, начать с ними борьбу. Для этого необходимо на время говения решительно удалится от всего, что наполняет душу излишней суетой».

 

Александр Боженов (1975), председатель Правления Добровольческого движения «Даниловцы» . «Памятка желающему причаститься»

«Дисциплинарные условия не должны перекрывать собою сущностные и становится своеобразным «билетом» на Причастие. Радость встречи со Христом в Евхаристии не должна затмеваться или омрачаться невозможностью исполнить предписываемую внешнюю традицию в полноте, главное это внутренняя подготовка сердца христианина к принятию Спасителя».

 

Как объяснить ребенку, что такое Причастие (из «Азбуки воспитания» )

«Если и взрослые причащаются регулярно, и ребёнок с самого раннего возраста после своего крещения причащается вместе с ними,  то у него вряд ли будет возникать вопрос: «Зачем это нужно и что это такое?».